Исламское право и бумажные деньги
Вопрос: Что можно сказать о бумажных деньгах в Исламском праве?
Ответ: В качестве ответа приводим текст из книги А. Баиндира «Торговля и процент» (5-ый раздел. Деньги) [1].
Бумажные деньги в Исламском праве
Многие книги по исламскому праву были написаны в период, когда использовались металлические деньги (из золота и серебра). Металлические деньги, которые использовались раньше, имели важное отличие от сегодняшних бумажных денег. Металлические деньги имели настоящую ценность (заключенную в стоимости заключенного в них металла), которую бумажные деньги (почти) не имеют. Ибо стоимость бумаги, на которой прописаны деньги, много ниже прописанной на них сумме.
В связи того, что в период использования металлических денег медные деньги были выше своей настоящей цены, то их можно сравнить с бумажными.
В литературе приводится описание особенностей операций с бумажными деньгами в банковских расчетах [2], опущенное нами.
Поскольку отношение исламских правоведов к медным деньгам имело место еще до выхода в свет бумажных денег, то оно может дать определенное представление и об отношении к ним после их выхода. Они разделились на две категории. Одни из них приравнивают медные деньги к золотым и серебряным, другие – нет…
- Не признающие медные деньги наравне с золотом и серебром (мнения мазхабов) (опущено)
- Признающие медные деньги наравне с золотом и серебром (мнения мазхабов) (опущено)
От автора. Перевод этих двух пунктов опущен нами по следующим причинам:
- Четырех основных суннитских мазхаба в исламе (Ханефи, Шафии, Малики, Ханбели) поддерживают мнение о непризнании медных денег наравне с золотом и серебром.
Но и шииты тоже остаются в признании «золотого начала» как необходимого материального обеспечния бумажных денег [3].
- В современной практике денег медные деньги, практически, не участвуют. Они исключены из состава денег. А когда говорят о материальном обеспечении денег, то имеют в виду опять же, как и прежде, такие металлы, как золото и серебро, в первую очередь. Еще принимается на эту роль земля, недвижимость и др. В международной практике говорят еще и о нефти. Но в целом вопрос продолжает оставаться открытым…
2.1. В этой связи медные деньги имеют сегодня не практический, а, скорее, исторический и теоретический интерес.
- К сожалению, еще и до сих пор в мире есть люди, не осознающие до конца роль бумажных денег по отношению к деньгам металлическим. Они продолжают дискутировать и вопрос о медных деньгах…
Им надо подумать самим о том, как они будут решать этот вопрос…
А мы остановимся на позициях, поддерживающих материальное обеспечение бумажных денег (золото, недвижимость, нефть и др.).
В итоге можно сказать так, что отсутствие материального обеспечния бумажных денег со стороны государственных структур, безусловно, создаёт определенные сложности для пользования ими со стороны людей. Люди просто оказываются беззащитными перед произволом и ошибочными решениями властей в этом вопросе, а также в условиях кризисов. Потому этот вопрос является важным и для теории денег.
Теги: исламское право и бумажные деньги.
Опубликовано 29.05.2015
[1] Данная статья является переводом из книги проф. А. Баиндира «Торговля и процент» (Ticaret ve Faiz), Стамбул, 2007.
Перевод текста, адаптированного по теме «Конценпция денег», осуществлен проф. д. филос. н. Р.М. Османзаде и н.с. Фонда Сулеймания Р.А. Васиповым.
[2] Умар Насухи Бильмен. Большая исламская хрестоматия, Стамбул, 1986, стр. 331, Закят банкнотов наличными документами, § 61.
[3] К примеру, известный шиитский правовед – Аятуллах Сейид Хусеин Шамс Мазандерани на вопрос о бумажных деньгах говорит так:
«В прошлом деньги состояли из золота и у них была своя стоимость (как золота) и стоимость на их производство. А сегодня у денег остались лишь функции обращения и платежного средства. Если их распространители снимут с денег функцию принятия их к оплате (или использования их в качестве платежного средства), то у них (у денег) не останется никакой своей ценности (ибо вся их ценность заключается в бумаге, на которой они напечатаны) и (распространители) не смогут призвать людей к спросу на них».
Свежие комментарии