Кораника
Зависть – это болезнь души!

Зависть – это болезнь души!

Зависть – это болезнь души! 

Вопрос: Откуда возникает зависть в человеке? Ведь Аллах в Коране сказал, что одному дано больше, а другому меньше. Объясните. 

Ответ: В энциклопедических словарях этой патологии человеческих чувств дается следующее определение: «Зависть – желание, чтобы кто-либо не располагал тем, чего сам завистливый не имеет в такой же или большей степени». Или: «Зависть – беспокойство (неудовольствие) души, вытекающее из того, что желательным нам благом обладает другой человек, которого мы не считаем более нас достойным владеть им». Или: «Зависть – это печаль души о благополучии ближнего» [1].

Как известно, человеческое существо склонно к зависти. И не секрет, что зависть так глубоко укоренилось в человеческом сознании и обществе, что порой она отождествляется с особым типом человека или группой людей…

«Ученые, исследовавшие влияние зависти на человека,  установили, что в мозге человека присутствуют зоны, отвечающие за зависть и злорадство. Оказалось, что люди, вызывавшие в себе зависть, активируют в своем мозге переднюю часть поясной извилины – область, играющую ключевую роль в обработке боли. То есть зависть и боль оказались физиологическими близнецами. Получается, что человек завистливый, если он этого даже не осознает, испытывает реальные боли и страдания. Это насилие над собой, насилие над своей душой…» [2]

Зависть является одним из качеств (черт) человеческой души (духа). А она привходит в человека от Аллаха. Это Он вдувает дух в человека, делая это от своего духа. – «Аллах тот, который превосходно создал все. И в самом начале создал человека из глины. Потом создал его потомство из капли воды (спермы). Затем придал ему нужный облик и вдохнул в него от своего духа. Он даровал вам слух, зрение и сердца. Но как мала ваша благодарность» (32/7-9). – Это качество может нести как позитивную нагрузку, так и негативную. В первом случае она позволяет человеку ориентироваться на успехи людей и определять границы и стандарты для себя, в том числе и такие, которые развивают и возвышают их самих. Т.е. в позитивном плане зависть оказывает стимулирующее действие на человека в плане стремления к обретению им новых качеств и способностей. – К слову, Аллах говорит так: «У всех есть свое направление, куда они обращаются. Старайтесь же соревноваться  друг с другом (опережать) в добрых делах. Где бы вы ни были, Аллах соберет вас всех. Поистине, Аллах властвует над каждой вещью» (2/148). – В негативном же всё происходит наоборот. Завистник не только не развивает себя на примере людей, он еще пытается стать преградой для тех, кто бы мог стать живым примером для него. Зависть в этом случае оказывается направленной против самого человека, А еще она является чувством, подавляющим работу сознания в нормальном, так сказать, режиме. Ибо она постоянно давит на него некоторым чувством самоущемленности его перед другим человеком. Тем, которому он завидует…

Нам кажется, что зависть является общей проблемой для многих людей. Избавиться от нее можно самовоспитанием и пониманием того, что каждому Аллах дал свое. И каждый человек должен стремиться найти себя в области своих способностей. А куда идут другие люди со своими способностями, это может уже не волновать его. Другое дело, что надо стремиться к тому, чтобы быть на высоте своих способностей, а не довольствоваться их третьестепенными результатами. Речь идет о том, что «если все стремятся к

этому, то почему мне быть по-друому»?

Аллах говорит так:

«Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний. А также для того, чтобы оно предохраняло их. Суди же (выноси решение) согласно тому, что ниспослал Аллах. И не потакай их желаниям, (уклоняясь) от явившейся к тебе истины. Каждому из вас Мы установили закон и путь (шариат). Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он (разделил вас) для того, чтобы испытать вас тем, что Он ниспослал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились» (5/48).

«Многие из обладателей Писания хотели бы обратить вас после вашей веры в неверующих из-за их зависти, после того как им стала ясна истина. Простите (их) и отвернитесь, пока Аллах не явит свое решение. Поистине, Аллах над каждой вещью властен!» (2/109).

«Мирская жизнь – всего лишь игра и потеха. Если вы уверуете и будете богобоязненны, Он дарует вам награду и не попросит у вас вашего имущества. Если же Он попросит у вас его и проявит настойчивость, то вы поскупитесь, и Он выведет наружу вашу злобу (или зависть)» (47/36-37).

Аллах предлагает своему Посланнику еще и предостерегаться от зла завистников и быть осторожным. Это относится и ко всем нам. Потому, что все мы по-своему талантливы (имеем способности). А за каждым талантом есть «переживающий глаз».

См. дополнительно на линке:

http://www.koranika.ru/?p=2013,

http://www.koranika.ru/?p=3674.   

Теги: зависть, это болезнь души.

Опубликовано 02.04.2015

[1] См. дополнительно на линках: http://www.amerissis.ru/religia/savist/, https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8C#cite_note-11.

[2] См.: http://www.amerissis.ru/religia/savist/.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.