Право, не предусмотренное Аллахом, но принятое учеными ислама (мазхабов)
Вопрос: Как вы расцениваете проблему наказания смертной казнью в исламском праве за вероотступничество, совершение блуда, преднамеренный отказ мусульманина совершать намаз, неподчинение правителю и др? Не противоречит ли это положению Корана о свободе человека и отсутствию принуждения к нему со стороны Аллаха? Дело в том, что в многотомниках по исламскому праву, созданных ведущими учеными ислама, практикуемыми сегодня в исламском мире, по всем названным пунктам людям зачастую выносятся смертные приговоры…
Ответ: Прежде чем начать отвечать на вопрос, приведем гениальный тезис Аллаха. Аллах говорит о непринуждении в вере, и это так. А на путь веры наставляет Он сам. Говорит так:
«Если бы твой Господь избрал бы (выбрал бы), то уверовали бы все, кто на земле. Разве теперь ты будешь принуждать людей обратиться в верующих?» (10/99) (см.: 28/56)…
Подчеркнем, что Аллах наставляет на путь тех, кто сам приближается к нему. А удаляющихся, Он удаляет…
Наказывать смертной казнью за блуд, вероотступничество и другие отступления, является несоответствием Корану. Потому, что в Коране смертная казнь приводится только в одном случае. И то по желанию стороны убитого. Если не пожелает, то никакой смертной казни не будет. О нем Аллах говорит как о «кисасе» (возмездии, воздаянии). Говорит так:
«О, уверовавшие! Вам предписано возмездие за убитых. Свободный – за свободного, раб – за раба, женщина – за женщину! А если (убийце) будет прощено братом (убитого), то с ним (убийцей) следует поступать по-добру и (он должен) возместить (откупом) за него (убитого). Это облегчение и милость от вашего Господа. А кто после этого преступит, то для него будет тяжелое наказание» (2/178).
«Мы предписали им в ней (Торе): душа – за душу, око – за око, нос – за нос, ухо – за ухо, зуб – за зуб, а за раны – возмездие. Но если кто-нибудь пожертвует этим, то это станет для него искуплением. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются беззаконниками» (5/45).
«Не убивайте душу (человека, нафс), убивать которую Аллах запретил, если только у вас нет на это права. Если кто-либо был убит несправедливо, то Мы уже предоставили его правопреемнику полную власть. Но пусть он не излишествует в отмщении за убийство. Воистину, ему будет оказана помощь» (17/33).
Как видим, эти аяты указывают нам правовую процедуру в исламе – «кисас». В Коране это – единственное наказание смертью, установленное самим Аллахом для убийцы в случае, если пожелает сторона убитого. Другого наказания смертью, кроме «кисаса», в Коране нет. А это наказание за блуд и вероотступничество приводится только в «фикхе», со стороны исламских ученых. Они ссылаются не на Коран, а на хадис, который приводится во всей хадисной литературе. Приведем его:
«Кровь мусульманина, который верит в единственного Аллаха и в то, что я являюсь его Посланником, можно проливать в трех случаях: если (он) убил человека, если совершил блуд будучи женатым и если сменил веру и покинул общество» [1].
Корану соответствует только первое положение, два остальных не соответствуют [2].
В Библии о «кисасе» говорится так:
«12. Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти;
- но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать убийце;
- а если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то и от жертвенника Моего бери его на смерть.
- Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.
- Кто украдет человека и продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти.
- Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.
- Когда ссорятся, и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель,
- то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его.
- А если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан;
- но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро.
- Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках;
- а если будет вред, то отдай душу за душу,
- глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу,
- обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» [3].
Еще в Торе говорится так:
«10. И вышел сын одной Израильтянки, родившейся от Египтянина, к сынам Израилевым, и поссорился в стане сын Израильтянки с Израильтянином;
- хулил сын Израильтянки имя Господне и злословил. И привели его к Моисею;
- и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня.
- И сказал Господь Моисею, говоря:
- выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями;
- и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой;
- и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти.
- Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти» [4].
Мы считаем, что эти пасуки (аяты) из Торы не соответствуют действительности и не являются Словом Аллаха. Ибо Аллах в Коране никому не дает такого права убивать кого-либо. Наоборот, Он говорит, что введет неверных в огонь ада. И даже там, в аду, люди не смогут умереть, чтобы избавиться от мук… К примеру, в 104-ой суре говорит о «хулителе», а в 111-ой суре о дяде Посланника, Абу Ляхабе. Который был его ненавистным врагом из близких родственников. А в 74-ой суре о Валиде бин Мугире. Приведем эти аяты:
«Горе всякому хулителю и обидчику, который копит состояние и пересчитывает его, думая, что богатство увековечит его. Но нет! Его непременно ввергнут в огонь сокрушающий» (104/1-4).
«Да пропадут проподом руки Абу Ляхаба и сам он пропал. Не спасло его богатство и то, что он приобрел. Он попадет в пламенный огонь. А жена его будет носить дрова, и на шее у нее будет плетенная веревка из пальмовых волокн» (111/1-5).
«Он подумал и рассчитал. Да сгинет он! Как он рассчитал! Да сгинет он еще раз! Как он рассчитал! Затем задумался, затем нахмурился и насупился. Затем он возгордился и повернулся спиной. И сказал: «Это (Коран) – ни что иное, как пересказанное колдовство. Это – ни что иное, как слова человека» (74/18-25).
Эти примеры говорят о том, что Аллах не позволил людям самовольно убивать других людей за их вероисповедание и за другие их поступки. Аллах осуждает их в Коране и говорит, что возвращение будет к Нему. После того, как Аллах говорит о возвращении к Нему, встает вопрос, с какой стати Он позволит людям наказывать других людей, убивая их за совершенные поступки? Там, где Он позволил сделать это (т.е. в кисасе), Он сделал это сам предписанием для людей…
Остается лишь добавить. Аллах в Коране, в суре Маида, три раза подряд говорит одно и то же. Говорит так:
«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал (предписал) Аллах, являются неверующими!» (5/44).
«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал (предписал) Аллах, являются беззаконниками!» (5/45).
«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал (предписал) Аллах, являются нечестивцами!» (5/47).
См. дополнительно на линках:
http://www.koranika.ru/?p=3164,
http://www.koranika.ru/?p=3079.
Теги: право, не предусмотренное Аллахом, но принятое учеными ислама, мазхабов.
Опубликовано 09.02.2015
[1] Cм.: Buhârî, Diyât, 6; Müslim, Kasâme, 25, 26; Ebû Dâvud, Hudûd, 1; Tirmizî, Hudûd, 15; Nesâî, Tahrîm, 5, 11, 14; Dârimî, Siyer,11; Ahmed b. Hanbel, I, 61, 63, 65, 70, 163, 382, 428, 444, 465, VI, 181, 214; es-Şevkânî, Neylü’l-Evtâr, Mısır t.y, VII, 7.
[2] См. дополнительно по теме на линках: http://www.koranika.ru/?p=3375, http://www.koranika.ru/?p=3319.
[3] Исход, 21:12-25.
[4] Левит, 24: 10-17.
Свежие комментарии