Аят 4/59 и его роль в методологии познания Корана
Вопрос: Является ли 59-й аят суры Ниса аргументом для Книги, Сунны, иджма и кияса, как это утверждается традицией?
Ответ: Повиновение Аллаху, является повиновением его Книге, которое направляет весь ход познания и комментирования аята (4/59). В этом смысле выражение «повинуйтесь Посланнику», которое проходит в Коране, на самом деле не означает и не должно пониматься как «повиновение Сунне». Ведь, как известно, Сунна должна подчиняться Корану. (Но в традиционном понимании, такого подчинения Сунны Корану нет. Они рассматриваются как два источника, а порой Сунна вообще возвышается над Кораном).
А самое невероятное это то, что из 59-го аята суры Ниса, в котором проходит выражение о «повиновении улюль-амру», вывели понятие «иджма» (и ввели этот подход в методологию права в системе познания религиозных наук). В методологии права (по шариату) говорится, что этот термин – «иджма» – стал использоваться намного позже, после смерти Посланника. Но аят (4/59) проходит через всю жизнь Посланника. Даже есть пример в 83-ем аяте суры Ниса, где также говорится о людях, которые были во время Посланника и которых Аллах называл, опять же, «улюль-амр». Поэтому утверждать, что улюль-амр – это указание на иджма после смерти Посланника, это означает привести в работу ту часть аята, которая не функционировала во время Посланника. Потому эти действия со стороны мусульман можно квалифицировать уже как самый настоящий произвол в отношении Корана, что, конечно, является делом совершенно недопустимым.
В аяте, где говорится, что «если в чем-то вы не найдете решения, то обратитесь за этим к Аллаху (Корану) и Посланнику», это должно найти свое отражение и в методологии исламского мышления в целом. Потому это положение ничего не доказывает и в отношении кияса в системе исламского права [1].
Итак, в аяте открыто и ясно говорится лишь об одном. О том, что при выяснении решений по вопросам, по которым расходятся стороны, следует обращаться только к Корану (Аллаху). А метод решений в Коране нам указывает сам Коран. Потому когда при этом ограничиваются киясом, то Коран остается в стороне. Не кияс является первичным в исламском праве, а сам Коран. Его метод и есть первичное во всей сфере коранического мышления, в том числе и в системе права, как об этом уже сказано во всем тексте…
Теги: является ли 59-й аят суры Ниса аргументом для Книги, Сунны, иджма и кияса.
Опубликовано 02.11.2014
Свежие комментарии