Что значит повиновение Улюль-амру?
Вопрос: Что означает выражение «повиновение Улюль-амру», которое проходит в Коране?
Ответ: Если бы повиновение Посланнику отличалось от повиновения Аллаху (которое указано в Коране (4/59)), тогда это повиновение распростронялось бы и на всех правителей. Потому, что в аяте говорится о повиновении Аллаху, Посланнику и правителям. Суть в повиновении правителям и Посланнику заключается только в повиновении предписаниям Аллаха. В продолжении аята говорится о том, что «в случае разногласия между сторонами отнесите эту проблему на решение (рассмотрение) Аллаху и Посланнику». (Сегодня рядом с нами Посланника нет, но есть Книга Аллаха). Поэтому всё это осуществимо лишь Кораном (по Корану). И сегодня, относить любую проблему к Аллаху и его Посланнику или даже к улюль-амру – это значит относить ее к Корану. Т.е. люди должны искать окончательное решение в своих разногласиях (вопросах) только у Аллаха (по Корану). Потому, что это решение принадлежит Ему. Он говорит так:
«Решение всего, в чем вы расходитесь (во мнениях), остается за Аллахом. (Скажи): «Таков Аллах, мой Господь! Я уповаю только на Него и к Нему обращаюсь» (42/10).
«Улюль-амр» – это те, которые имеют способность понять проблему и разрешить ее [1]. И в этом нет ничего особенного, если даже эти люди будут государственными деятелями. Но не только они. Судя по следующему аяту, такие люди были и во время самого Посланника. Аллах говорит так:
«Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились бы с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его. Если бы не милость и милосердие Аллаха к вам, то вы, за исключением немногих, последовали бы за шайтаном» (4/83).
Как видим, при нарушении связи между аятами проблема делается неразрешимой. Такая история произошла и с аятом (4/59). Этот аят был использован в истории правителями в качестве оправдания своих целей с использованием веры. Так «Улюль-амр», получивший власть над управлением, обязал подчиненных повиноваться себе… Вот такой смысл был извлечен из этого аята (4/59). А простым людям и обществу в целом ничего больше не оставалось, кроме как повиноваться! Это повиновение со стороны народа должно было быть беспрекословным. И не имеет значения, совершает ли ошибки правитель?! А если обратить внимание на Коран, то мы увидим Посланника-наби, совершающего ошибки.
Итак, повиновение Аллаху, повиновение Посланнику и повиновение улюль-амру должно быть по Корану. А повиновение им означает повиновение Корану.
Теги: что значит повиновение Улюль-амру.
Опубликовано 01.12.2014
[1] См.: Ebü’l-Haccac el-Mekki Mücâhid b. Cebr, (ö. 104/722), Tefsîrü’l-mücâhid, Mısır, 1989, I, 285; İbn Kesir, Tefsir, II, 384; Taberî, Tefsîr, IV, 183 vd.; Şevkânî, Fethu’l-kadîr, I, 768.
Свежие комментарии