Различие в вере – это не припятствие браку!
Вопрос: Можно ли жениться на женщинах (девушках) другой веры или выходить замуж мусульманке за носителя другой веры? Что говорит об этом Аллах в Коране? Хотелось бы узнать ваше мнение.
Ответ: В суре Ниса (4) от 22-го по 24-ый аяты перечисляются женщины, с которыми в вере запрещено бракосочетаться, а после этого говорится так:
«…Но то, что остается за пределами этого, – это вам к добру на условиях нравственной жизни и с учетом того, чтобы избежать блуда (измены в семье)» (4/24).
Аллах в аяте установил не условие наличия веры, а условие быть нравственным, целомудренным. А в остальном – только перечисление выбора.
Верующие нравственно-целомудренные женщины
В исламе брак мужчины-мусульманина считается предпочтительным на верующей и целомудренной женщине (т.е. мусульманке). Но в некоторых случаях это предпочтение переходит и на следующих женщин (может измениться). В аяте говорится так:
«Кто не обладает достатком, чтобы жениться на верующих целомудренных женщинах, пусть женится на верующих девушках из числа тех, которыми вы владеете (пленницы). Аллаху лучше знать о вашей вере. Все вы – друг от друга [1]. Посему женитесь на них с разрешения их семей [2] и давайте им вознаграждение достойным образом, если они являются целомудренными, а не распутницами или имеющими приятелей (любовников)…» (4/25).
Нравственно-целомудренные наложницы (пленницы)
В первой части аята говорилось о свободных и верующих нравственно-целомудренных женщинах. Но во второй части этого же аята, говорится уже о целомудренных женщинах (наложницах или девушках, взятых в плен). Аллах продолжает:
«…Если же после обретения покровительства (над пленницами) они совершат блуд, то их наказание должно быть равно половине наказания свободных женщин. (Это позволено) тем из вас, кто опасается тягот или блуда. Но для вас будет лучше, если вы проявите терпение. Ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (4/25).
Нравственно-целомудренные женщины из Писания
Аллах позволяет брать в жены также и женщин из Писания. Говорит так:
«А также вам (дозволены) целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было дано до вас, если вы выплатите им брачный дар, желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в любовницы…» (5/5).
Нравственно-целомудренные женщины-идолопоклонницы
Следующий выбор для брака с женщиной, можно сделать на нравственно-целомудренной женщине-идолопоклоннице. Аллах говорит так:
«Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют! Безусловно, верующая наложница (пленница) лучше многобожницы, если бы даже она восторгала вас. И не выдавайте (верующих) замуж за многобожников, пока они не уверуют! Безусловно верующий наложник (пленник) – лучше многобожника, хотя бы он и восторгал вас. Они зовут к огню, а Аллах – к раю и прощению со своего соизволения. Он разъясняет свои знамения людям. Может быть, они помянут назидание!» (2/221).
То, что жениться на женщинах-идолопоклонницах и мужчинах-идолопоклонниках разрешено, можно видеть на примерах посланников Нуха и Лута, а также на примере Фараона.
«Аллах привел в качестве примера о неверующих жену Нуха и жену Лута. Обе они были замужем за служителями (посланниками) из числа наших праведных служителей. Они предали своих мужей, и те не спасли их от Аллаха. Им было сказано: «Войдите в огонь вместе с теми, кто входит (туда). А в качестве примера о верующих Аллах привел жену Фараона. Она сказала так: «Господи! Спаси меня от Фараона и его деяний! Возведи для меня дом в раю возле тебя и спаси меня от несправедливых людей!» (66/10-11).
Именно по этой причине Посланник Аллаха ни одного верующего мусульманина и мусульманку не разлучил с их неверующими супругами. А свою дочь Зайнаб он выдал замуж за Абуль-Аса бин ар-Раби задолго до ислама. Потом его дочь стала мусульманкой, а ее муж нет. При битве на Бадре Абуль-Ас бин ар-Раби попадает в плен, а выкуп за него вносит его жена Зайнаб. Когда же выкуп дошел до Посланника и он увидел среди него ожерелье своей жены Хадиджы, которое было подарено Зайнаб, это его сильно затронуло и он освободил мужа Зайнаб и попросил своего зятя отправить его дочь к нему в Медину. Муж Зайнаб, который не чаял в ней души, отправил ее в Медину в ответ на данное им слово.
Абуль-Ас бин ар-Раби в шестом году хиджры отправился с караваном в Сирию, а при возвращении на его караван напал отряд мусульман, но ему удалось сбежать от них. В ту ночь он скрывался у Зайнаб, а когда она сообщила своему отцу (Посланнику Аллаха), тогда он повелел отдать все то, что принадлежало Абуль-Ас бин ар-Раби из всего каравана. Когда он вернулся в Мекку, то раздал все товары своим хозяевам, а затем, вернувшись в Медину, принял веру своего тестя. Зайнаб и ее муж оставались в разлуке, аж целых шесть лет, но несмотря на это, Посланник позволил им жить с прежним никяхом. Потому, что идолопоклонничество Абуль-Аса не являлось припятствием в семейных отношениях [3]…
А есть еще пример с дочерью Валида Ибнуль-Мугире. Она была женой Саффана Ибну Умейи. С завоеванием Мекки дочь Валида приняла ислам, а ее муж Саффан сбежал, не желая принимать ислам. Но Посланник в надежде на то, что с Саффаном ничего не случится и чтобы он вернулся обратно, отправил за ним его дядиного сына Вахба ибни Умейра и дал ему свой кафтан. И сказал: «(Скажи ему, что) Посланник призывает тебя к исламу и просит, чтобы ты пришел к нему. Если примешь ислам, будет для тебя хорошо, если нет, тогда тебе будет дано два месяца на раздумия (либо примешь ислам, либо будешь выдворен из Мекки. – Ред.)». Саффан взял кафтан и направился к Посланнику, и подойдя к нему, громко сказал: «О, Мухаммед! Вахб ибн Умейр принес мне твой кафтан и сказал, что ты меня зовешь к себе, предлагаешь стать мусульманином, если меня это удовлетворит. И дашь мне два месяца на раздумия. Так ли это?».
Посланник сказал: «О, Саффан, спускайся на землю!», но он ответил отказом, и сказал, что не спустится до тех пор, пока ему Посланник сам не разъяснит!». Тогда Посланник сказал: «Хорошо. Тогда я тебе даю четыре месяца на раздумия» [4]… Саффан был неверующим, а его жена верующей. И в этот четырехмесячный срок они продолжали оставаться мужем и женой. И если бы это было запрещено, то Посланник в первую очередь разлучил бы их. Но он этого не сделал, ибо в Коране такого предписания не было. А от себя он не мог принять такое решение. Ибо Посланник делал все по ниспосланию…
Брак с теми, кто совершает зину (блуд)
В браке очень важно нравственность, целомудрие и честь как мужчины, так и женщины. Аллах говорит так:
«Блудливый мужчина может жениться только на блудливой или придающей партнеров Аллаху женщине. И блудливая женщина может выйти замуж только за блудливого или придающего партнеров Аллаху мужчину. Верующим же это запрещено» (24/3).
По этому поводу проходит следующий случай, который напрямую связан с аятом (24/3):
«Однажды мужчина по имени Мерсед Ибни Аби Мерсед влюбился в женщину легкого поведения и решил жениться на ней… И когда Мерсед обратился к Посланнику с предложением, что хочет жениться на женщине по имени Анак, то Посланник почему-то притих. В этот момент Аллах ниспослал ему аят 24/3. Посланник прочитал этот аят ему и сказал: «О, Мерсед! Не женись на ней!» [5].
Подчеркнем, что, когда Посланник говорил «не женись на ней», он имел в виду не то, что она идолопоклонница, а то, что она блудница.
Теги: различие в вере – это не припятствие браку.
Опубликовано 30.10.2014
[1] См.: 49/13.
[2] Правила при браке с наложницей (т.е. пленницей) такие же, как и при браке со свободной женщиной. Женщина, пусть она будет свободная или пленница, является субъектом брака. Более того, она является главным субъектом брака. И если она откажется, то брачное соглашение не состоится. А также брак должен быть проконтролирован опекуном женщины, не имеет значения, свободная она или пленница.
[3] См.: Ebu Davud, Sünenu Ebi Davud, İstanbul, 1401/1981, Talâk, 24, (2240); Tirmizi, Nikâh, 43, (1143).
[4] См.: İmam Malik, el-Muvatta (Muhammed b. Hasen eş- Şeybânî rivayeti), Nikâh, 44, (2, 543, 544).
[5] См.: Tirmizî, Tefsîr, 25, Hadis № 3177.
Свежие комментарии