Кораника
Наказание вероотступника смертью

Наказание вероотступника смертью

Наказание вероотступника смертью 

Вопрос: Что говорится в Коране о вероотступничестве? Каково мнение мазхабов по данному вопросу? Почему мазхабы расходятся с Кораном?

Ответ: В Коране наказание вероотступника при жизни отсутствует.

Наказанием же таких людей при жизни по Корану является проклятие. А в случае, если человек умрет, не покаявшись, то проклятие будет над ним навсегда. И как говорится в Коране, такой человек останется в одиночестве, а наказание его никак не смягчится… 

Сообщает Мукатиль бин Сулейман (ум. 150/767): «Будучи мусульманами (единобожниками), группа из 12 человек переходит в многобожие. При этом эти люди намеренно покидают пределы Медины и направляются к неверующим Мекки (многобожникам, кяфирам). Потом Харис бин Сувейд, раскаявшись, возвращается обратно в Медину и говорит своему брату Джуласу, что он совершил большую ошибку и раскаивается в содеянном. И поручает ему спросить у Посланника, есть ли у него право на прощение (товбу) или ему отправиться в сторону Шама? Джулас объяснил ситуацию Посланнику, но никакого ответа не получил. После этого случая Аллах ниспослал следующие аяты [1]

«Как же Аллах наставит на прямой путь людей, которые стали неверующими после того, как уверовали и засвидетельствовали правдивость Посланника, и после того, как к ним явились ясные знамения? Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей. Их наказанием (воздаянием) является проклятие Аллаха, ангелов и всех людей. Они пребудут в нем вечно! Их мучения не будут облегчены, и они не получат отсрочки. Кроме тех, которые раскаялись после этого и исправили (содеянное). Воистину, Аллах – прощающий, милосердный» (3/86-89). 

«Это потому, что они предпочли мирскую жизнь будущей жизни. Воистину, Аллах не ведет прямым путем неверующих людей. Аллах запечатал их сердца, слух и зрение. Они и есть беспечные невежды. Несомненно, в будущей жизни они окажутся потерпевшими убыток» (16/107-109). 

Итак, по аятам видно, что наказанием вероотступника является проклятие Аллаха, его ангелов и всех людей, а в Ахирете эти люди останутся ни с чем (будут в утрате). А раскаявшиеся и попросившие прощение у Аллаха не будут наказаны в Судный день. 

Мнения мазхабов 

В вопросе о наказании вероотступников смертью все мазхабы, как отмечено, единогласны. Эту позицию они аргументируют аятами, которые даже не касаются темы, и хадисами, которые были измышленны после Посланника. 

Аргументы из Корана 

Ханефиты оперируют по этой теме следующим аятом: 

«Скажи бедуинам, оставшимся позади: «Вас еще призовут (воевать) против людей, обладающих суровой мощью. Сражайтесь с ними или они предадутся (станут мусульманами)…» (48/16).

Оттого, что на весь аят нет возможности опереться, ханефиты взяли лишь часть этого аята, то есть «сражайтесь с ними или они предадутся», и по этому кусочку аята вынесли решение о наказани вероотступника. 

Как можно не видеть надлежащие аяты или аяты, касающиеся темы, а вместо этого просто «вырывать» два слова из аята, которые вообще не относятся к теме? А еще на этом основании выносить решение (фетву) о казни человека?

Можно было бы об этом что-то сказать, да сказать нечего!.. 

Аргументы из Сунны 

Словарное значение слова «суннат» – путь, метод. А значение «сунната» в Коране – закон Аллаха. Он непосредственно проходит в ниспослании людям [2].

В исламском праве «фикхе» слово «суннат» означает слово Посланника, его действия и утверждения. В Сунне есть и такие положения, которые выведены Посланником из содержания аятов Корана. Они характеризуются как мудрость Посланника. Они выводятся по методу, установленному Аллахом. Выводимые правовые положения (решения) из ниспослания Аллаха называются «хукм». Аллах говорит так: 

«…Аллах ниспослал тебе Писание и мудрость, а также научил тебя тому, чего ты не знал. Милость Аллаха к тебе велика!» (4/113). 

А сам Посланник по этому поводу говорит следующее: 

«Внимание! Мне была дана Книга и столько же рядом с ней [3]. И чтобы я не видел того, кто откинувшись в своем кресле, не используя мои повеления и запреты, сказал так: «Ничего не можем сказать, мы только следуем тому, что сказано в Писании Аллаха». 

Оттого, что Посланнику было дано знание выводить правовые решения (хукмы) из Книги Аллаха, из-за этого ни один мусульманин не в праве не замечать те решения, которые он (Посланник) вывел. Посланник научил этому методу выведения решений из Корана и своих сподвижников. Аллах говорит так: 

«Аллах уже оказал милость верующим, когда направил к ним Посланника из них самих, который читает им его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении» (3/164). 

Посланник обязан был каждое решение (хукм) выносить из Корана. Аллах говорит так: 

«Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах. Не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. Воистину, многие люди являются нечестивцами. Неужели они ищут суда времен невежества (джахилии) [4]? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» (5/49-50). 

Оттого, что Посланник выносил правильное решение из Корана согласно методу, которому научил его Аллах, он не мог говорить противоречиво и в отношении приводимого выше аята (5/49-50). То есть он не мог сказать: «Тот, кто поменяет свою веру (обратится в другую), того убейте» [5]

В хадисах решение о наказании мусульманина – в виде пролития его крови (т.е. в форме казни) – принимается в трех случаях. Это должен быть: (1) женатый блудодей, (2) человек, совершивший преступление против жизни, и (3) человек, сменивший веру и покинувший общество [6]. Корану удовлетворяет только второй (2) случай (см.: 2/178). Два других (1 и 3) ему не удовлетворяют… 

См. дополнительно на линке: 

http://www.koranika.ru/?p=3319.

Теги: наказание вероотступника смертью. 

Опубликовано 28.10.2014



[1] См.: Tefsîru Mukatil b. Süleyman, Tahkik: Ahmed Ferîd, Beyrut, 1424/2002, c. 1, s. 180-181.

[2] См.: 8/38, 15/10-15, 17/76-77, 18/55, 33/38-39, 60-62, 35/42-44, 40/85, 48/22-23.

[3] См.: 3/81.

[4] Судя по аяту, все выносимые решения (хукмы), кроме тех, которые следуют от Аллаха (из Корана), являются решениями джахилии.

[5] См.: Buhârî, Cihad, 149, İstitâbe, 2; Ebû Dâvud, Hudûd, 1; Tirmizî, Hudûd, 25; Nesâî, Tahrîm, 14; İbn Mâce, Hudûd, 2; Ahmed bin Hanbel, I/2, 7, 28, 282.

[6] Cм.: Buhârî, Diyât, 6; Müslim, Kasâme, 6.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.