Можно ли пользоваться спреем во время Рамазана?
Вопрос: Нарушает ли пост применение лечебных спреев? Скажем, при астме и других болезнях…
Ответ: Лекарства, принимаемые оральным путем (через рот), нарушают пост. Но у Управления по делам религии на этот счет имеется следующее мнение:
«Легочные больные пользуются лекарствами, принимаемыми в виде спрея. При однократном спрее выжимается объекм примерно в 1/20 мл. Его значительная часть поглощается во рту и верхних дыхательных путях. В отношении остальной части, поступающей в желудок, определенных данных нет. Как кажется, она даже меньше воды, которая остается во рту после омовения (перед намазом). О том, что эта вода, поступая в желудок, не нарушает пост, есть хадис (см.: Dârimî, Savm, 21) и единое мнение исламских ученых.
А еще во рту остаются фрагменты от мисфака (зубочистка) (см.: Buharî, Savm, 27; Tirmîzî, Savm, 29). А еще есть такой принцип: то, что известно по истине (как истинное), не может быть нарушено сомнением. Вещь, относительно которой существует сомнение в в опросе о том, достигает она желудка или нет, неможет стать условием нарушения поста., которые затем попадают в желудок. Однако, Посланник Аллаха пользовался мисфаком в состоянии поста, что зафиксировано в хадисах (см.:
По этой причине оральное использование больными астмой кислород-содержащего спрея не нарушает их поста» (22.09.2005. Профилактика и лечение средствами, нарушающими и ненарушающими пост. Решение Совета).
Это – еще одно мнение в данном вопросе.
От редактора. Напомним условия поста: не есть, не пить, не вступать в связь с женщиной.
Современный человек может есть и пить не только привычным образом, но и «медицинским», используя, скажем, таблетки и инъекции. Пост надо признать запрещающим обе эти формы питья и питания.
С другой стороны, состояние здоровья человека является начальным условием для его жизни, решения задач, поставленных перед ним Аллахом, в том числе и в форме поклонения ему. Более того, его тело даже не принадлежит ему самому, а принадлежит Аллаху, как его творцу и попечителю. По этой же причине Аллах не дает человеку права и на лишение им себя жизни (самоубийство). Это право тоже принадлежит Аллаху. Аллах не только дает жизнь человеку, но и устаналивает ее срок (продолжительность). А еще и сокращает ее по своему усмотрению, если действия человека не согласуются до конца с предписаниями Аллаха…
А свою заботу о здоровьи человека Аллах проявляет и в виде условия о возможности переноса поста для больного и путника на следующие дни. Всё остальное остается уже за самим человеком…
И еще один момент. Понятие «пищи» и «питания» связано еще и «с калориями», то есть с энергетической ценностью пищи. А сколько калорий несут лекарства? Может и несут «какие-то калории», но это совсем неважно для них. Ибо назначение у них совсем другое. Не «питательное», а лечебное и здравоохранительное…
Итак, пост – это не есть, не пить… А если это условие можно переступать современными медицинскими средствами, значит не делать этого, не применять эти средства. Пожалуй, и всё!
Остается здоровье. Лекарства для него «не кормят и не поят». Они только лечат!.. Когда, естественно, и в самом деле не кормят и не поят…
И последний шаг. Это – начать различать эти две альтернативы «приема во внутрь»: (1) с целью питья и питания «по-привычному» или «по-обычному» и (2) в здравоохранительных целях.
А «горло» тут ни причем! Оно просто есть канал «во внутрь». Один из них… По нему могут проходить «все грузы», направляемые «в организм». Как с целью питья и питания, так и для поддержания жизни и здоровья…
Потому и подсчет «миллилитров» спрея, попавших в горло и перетекших из него далее в желудок, не имеет, строго говоря, отношения к теме. Речь в ней идет о том, чтобы не есть и не пить во имя Аллаха и в целях исполнения его предписаний. А спрей, извините, решает свои задачи. И они никакого отношения к запрету на еду и питье уже не имеют. А то, что здесь используеся общий канал – рот и горло, то это идет уже «от природы вещей». Один и тот же канал предназначается и для того, что питает организм, и для того, что лечит его… Но то, что питает, то не лечит (хотя эти процессы могут и совпадать), а то, что лечит уже не питает (хотя и в этом случае процессы могут совпадать). И опять же всё это делается по природе вещей и безо всякого нашего насилия. А то, что «по природе вещей», то делается и по Всевышнему. Ибо «природа вещей» идет от Него…
Кто понял это, тот понял всю мудрость и назначение поста, установленного Аллахом в качестве формы поклонения ему и исполнения его предписаний… А кто станет «караулить горло», – как бы что не прошло через него! – может оставить людей и без лечения…
Теги: можно ли пользоваться спреем во время рамазана.
Опубликовано 10.07.2014
Свежие комментарии