Мог ли Посланник «от себя» устанавливать законы шариата?
Вопрос: Как известно, в исламской традиции принято считать, что Коран и Сунна являются отдельными источниками, которые независимо друг от друга могут устанавливать законы шариата!.. Я же, при изучении Корана понял, что все законы установленны и обозначены для людей только самим Аллахом. У меня возник вопрос: мог ли вообще Посланник «от себя» устанавливать законы шариата, как это утверждает исламская традиция?
Ответ: Посланник Мухаммед (сас) ничего от себя «самовольно не изобретал», а также никаких законов шариата от себя не устанавливал! Это не входило в его функции (обязанности). Он был всего лишь Посланником, которого Аллах избрал из его же общины для того, чтобы донести свое Слово до людей. И еще – Посланник говорил только по ниспосланию! Он ничего, кроме Слова Аллаха, своему народу не передовал! А еще и Аллах строго следил за ним…
Задача и функции Посланника были изначально заданы ему самим Аллахом. И ему не оставалось ничего другого, как только следовать им. Отчасти об этом говорят приводимые ниже аяты:
«О, люди Писания! К вам направлен наш Посланник (Мухаммед), который раскрывает (выносит на свет) вам многое из того, что вы скрываете из Писания, и воздерживается от многого. Аллах ниспослал вам свет и ясное Писание» (5/15).
«Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний. А также для того, чтобы оно предохраняло их. Суди же (выноси решение) согласно тому, что ниспослал Аллах. И не потакай их желаниям, (уклоняясь) от явившейся к тебе истины. Каждому из вас Мы установили закон и путь (шариат). Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он (разделил вас) для того, чтобы испытать вас тем, что Он ниспослал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились» (5/48).
Как видим, Аллах говорит, что «каждому из вас Мы установили закон и путь (шариат)». То есть Аллах предусмотрел от себя всё, чтобы общество могло жить и решать свои задачи по требуемым правилам (законам). А Посланнику Он говорит так: «Суди же (выноси решение) согласно тому, что ниспослал Аллах». Это значит, что Посланник должен пользоваться тем решением, которое Аллах уже предусмотрел в Коране. В этом плане и Иисусу Аллах говорит тоже самое:
«Я (Иисус пришел), чтобы подтвердить истинность того, что было в Торе до меня, и чтобы разрешить вам часть того, что было вам запрещено (донести разрешение в ниспослании Аллаха). Я принес вам знамение от вашего Господа. Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне. Воистину, Аллах – мой Господь и ваш Господь. Поклоняйтесь же ему, ибо таков прямой путь!» (3/50-51).
Еще Аллах говорит так:
«Воистину, ваш Господь – Аллах, который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся над Аршом. Он покрывает ночью день, который поспешно следует за ней. Солнце, Луна и звезды – все они покорны его воле. Воистину, (только Аллах) Он творит и повелевает (устанавливает закон). Благословен Аллах, Господь миров!» (7/54).
«Скажи: «Аллаху лучше знать, сколько они пробыли. Это у него сокровенное (тайное) небес и земли. Как прекрасно Он видит и слышит! Нет у них покровителя помимо него, и никто не принимает (кроме него) решений (устанавливает законы) вместе с ним (наряду с Аллахом)» (18/26).
Аллах запрещает кому-либо предлагать решения от его имени. Такого права не было и у посланников. Посланники брали готовые решения из ниспослания. Если же не было ответа на какой-либо вопрос, тогда они оставались в ожидании его от Аллаха. А потом уже решали свои вопросы с этим поступившим им аятом (аятами).
В начале аятов, в которых Аллах отвечает людям на их вопросы, говорит так: «Они спрашивают тебя!.. Скажи!..» (см. дополнительно: 2/215, 217, 219, 220, 222, 17/85)…
В обобщение своих слов Аллах говорит еще так:
«Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это – дозволено (халяль), а то – запретно (харам). И не возводите навет на Аллаха. Воистину, не преуспеют те, которые возводят навет на Аллаха» (16/116).
Приведеные соображения могут стать основанием для понимания того, чтó такое шариат или система законов от Аллаха. Их не может устанавливать никто от себя. И у Посланника тоже не было такого права. Но мы можем задуматься над вопросом о том, как практиковать законы, установленные Кораном в наших современных условиях. Вот, это и в самом деле требует ума, знаний и уважительного отношения к своему времени и человеку.
Теги: мог ли Посланник «от себя» устанавливать законы шариата, чтó такое шариат или система законов от Аллаха.
Опубликовано 17.06.2014
Свежие комментарии