«Правая» и «левая» стороны: мир и человек
Вопрос: Скажите пожалуйста, от чего такая ярко выраженная приверженность Посланника Аллаха к правой стороне и порицание левой? Ведь данная модель мировозрения больше присуща языческому пониманию вещей. Если сравнить, то, практически, у всех народов есть такое понимание вещей, что левое (левый) – это плохо, а правое (правый) – это правильно и хорошо (так было в древней истории. И уже давно это пересмотрено в сторону адекватного понимания правого и левого. – Ред.). А в некоторых случаях имеет место равнозначное употребление этих понятий. Это всё – наследие языческих представлений прошлого, где было ненормально быть левшой, есть левой рукой и др. Также в языческом представлении некоторых народов туалет, баня и другие подобные места – это места сбора нечистой силы. Тоже самое представление мы видим и в хадисах. Как быть со всем этим в сложившейся ситуации? Имеется ввиду возможное проникновение в Сунну язычества.
Ответ: Мы поддерживаем все ваши идеи и можем подчеркнуть следующее.
Ответ на ваш вопрос приводится в совсем недавно опубликованном на нашем сайте материале. См. по теме на линке: (http://www.koranika.ru/?p=3107).
В дополнение скажем следующее. Различие левого и правого является совершенно естественным с точки зрения природы вещей, структуры мира и строения организмов. Мироустройство отличается зеркальным строением и симметрией, что уже само по себе создает право- и левоорганизованные или ориентированные струкутры бытия. Этому правилу следуют и живые организмы. Любое живое тело, если оно имеет плоскость симметрии, – а оно ее имеет как правило, – уже этим одним делится на правую и левую стороны. Особой биологической разновидностью этого принципа у человеческой особи являются правши и левши. Правши составляют большинство населения в мире, а левши остаются в меньшенстве. Статиска показывает, что «левши составляют 10-17 процентов населения нашей планеты. То есть сейчас на Земле проживает порядка 500 миллионов леворуких людей» [1].
А теперь «пройдем» в историю и посмотрим, сколько людей могло быть в общине, которая составляла сто и тысячу человек соответственно. В силу колебания числа левшей в обществе в общине из ста человек левшей может и не быть вообще. А в общине, где тысяча человек, их может быть несколько. Этот пример важен для понимания одной особенности социальной организации людей. Эта особенность связана с отношением большинства и меньшинства. Большинство, как правило, навязывает свое мнение и ценности меньшинству. Эта особенность, естественно, перетекает и в оценку отношения правшей и левшей. Остающиеся в меньшинстве левши подвергаются в известном смысле дискриминации. Примеры по этому случаю можно наблюдать во всей истории. Так уже в советское время, вплоть до 1985 года (нам кажется, что отношение к левшам стало меняться уже в 50-60-е гг.), «левшей упрямо переучивали, заставляя их писать и рисовать правой рукой» [2].
Более того, в неразвитых обществах меньшенство квалифицируется еще и как своего рода порок и осуждается. В первобытной истории такое отношение имело место и к левшам. Это отношение сохранилось и в истории последующего родо-племенного общества, непосредственно предществовавшего ниспосланию Корана. Именно по этой причине, общество, обретшее кораническое ниспослание, практиковало в целом ряде сфер привычки, традиции и верования, сложившиеся в прошлой истории. Это было и отношение к левшам. По этой причине «левосторонние» зачастую воспринимались и как некие ущербные и даже порочные люди. И только спустя много времени выяснилось, что левши по своим способностям, ничем не отличаются от правшей. И среди левшей есть такие же одаренные и способные люди, как и среди правшей. Такие (в историческом порядке), как И. Ньютон, А. Энштейн, Леонардо да Винчи, А. Линкольн, Л. Толстой, Ч. Чаплин, П. Маккартни, Роберт де Ниро, В. В. Путин… Но это мы начинаем осозновать сейчас. А если вернуться в прошлое, подчеркнем это еще раз, то левши считались чуть ли не порочным явлением и вдобавок носителем некоего худого начала, что естественно, не могло вызывать симпатии к ним со стороны людей.
Отсюда и негативное отношение к ним и в ряде хадисов, приписываемых к Посланнику (сас). По этой причине, каждый такой хадис нуждается в тщательном его исследовании. Ибо хадис идет от Посланника, который практикует Слово Аллаха. А у Аллаха, в его ниспослании, нигде нет никакого осуждения левшей. Это – очень важное условие в объективной оценке хадисов. Это – одно. Другое заключается в самом Посланнике. Он – как добрый и сочувствующий людям человек, как кажется, не мог унизить человека. И уж никак не мог сделать это по причине его леворукости…
Напомним коранический аят, в котором речь идет о слепом, который обратился к Посланнику за помощью, а он обошелся с ним грубо по той причине, что у него были важные гости [3]. Аят поступил в ответ на эти действия Посланника [4]. Аллах указал ему на неверное его отношение к своему посетителю, который был на пути Аллаха и нуждался в совете Посланника [5]. И если бы Посланник как-то осудил человека леворукого, которого не осуждает Аллах, а еще и того, который был бы уверовавшим в него, – то разве бы Аллах не отреагировал на это? Но такой реакции Аллаха на действия Посланника, в виде аята, в Коране нет. Можно думать так, что Посланник не осуждал леворуких. Но он, естественно, мог подчеркнуть эту их особенность.
В Коране есть еще один аят, который может пролить дополнительный свет на вопрос об отношении Посланника к леворуким. Аят таков:
«(О, Мухаммед!) Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу утром и перед закатом ради его одобрения. И ты нисколько не в ответе за них и они нисколько не в ответе за тебя. Если же ты прогонишь их, то окажешься одним из беззаконников» (6/52).
Как видим, Аллах поправляет своего Посланника и в данном случае. Сейчас неуместно говорить о том, как бы отреагировал Аллах на осуждение леворуких со стороны Посланника, если бы оно и в самом деле имело место. Но главное состоит опять же в том, что этого осуждения нет в Коране. И Посланник не мог бы позволить это себе без того, чтобы это осталось вне внимания Аллаха.
Итак, в Коране нет осуждения леворуких! И нет в нем аята, в котором бы указывалось на неадекватные действия Посланника в связи с ними. Остается предположить, что Посланник не позволял себе ничего такого, что могло бы стать поводом для высказываний Аллаха (аята) по этому вопросу. В этом плане и надо оценивать существующие хадаисы по теме.
Теги: правая и левая стороны, мир и человек, леворукие люди, левши и правши в Коране.
Опубликовано 15.03.2014
[1] Для ознакомления с темой более широко, предлагаем вам линки: (http://www.levshei.net/11stat.html), (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D1%88%D0%B0) (10.03.2014).
[2] Взято с сайта «Левши. Статистика» (http://www.levshei.net/11stat.html) (10.03.2014).
[3] «Он (Мухаммед) нахмурился и отвернулся, потому что к нему подошел слепой. Откуда тебе знать? Возможно, он очистился бы или запомнил бы назидание (совет) и (оно) принесло бы ему пользу. Тому, кто решил, что он ни в чем не нуждается, ты уделяешь внимание. Но не ты (в ответе), если он не очистится. А того, кто приходит к тебе со рвением и испытывает опасение, ты оставляешь без внимания» (80/1-10).
[4] Посланника, находящегося в беседе с лидерами курайшитов, потревожил своими вопросами слепой человек, по имени Абдуллах ибн Умм-Мактум. Посланник общающийся с важными гостями ждал от этого разговора с ними больших успехов, но отвлекающий его своими вопросами слепой человек, вызвал в Посланнике большое недовольство. За что Посланник велел ему не отвлекать его своими вопросами именно в момент, когда он был занят разговором с этими важными людьми…
[5] …Но Аллах указал своему Посланнику на его не верное поведение в адрес этого слепого человека и ниспослал аяты. Аллах предупредил Посланника в том, что он совешенно грубо обошелся с этим слепым человеком. Что он не должен был так поступать с ним. И добавил, что возможно этот слепой человек больше понял бы из твоих слов, сказав: «Возможно, он очистился бы или запомнил бы назидание (совет) и (оно) принесло бы ему пользу»…
Свежие комментарии