Действия в намазе по четырем мазхабам
Вопрос: На что мы должны обращать внимание по намазу, принимая сегодня во внимание мнения ведущих мазхабов?
Ответ: Действия в намазе по мазхабам могут быть как совпадающими, так и различающимися. Другое дело, что как совпадения, так и различия в представлениях мазхабов о намазе не всегда совпадают с кораническими.
Итак, по Ханефи, произношение намерения в начале намаза вслух является «бидатом» (нововведением). Но если сердце намеревающегося на намаз будет недовольно, тогда он может произнести намерение и вслух. А по Шафии и Ханбели произнесение намерения вслух, является «суннатом». По Малеки же – это дозволительно.
В положении стоя (в кияме) в намазе, по Шафии, нужно поставить ноги по ширине плеч. Но в трех остальных мазхабах расстояние между ногами в намазе должен быть не больше четырех пальцев.
Удивительно, но к чему и откуда эта разница?!
Промежуточные «такбиры» (Аллахуакбар) в намазе по Ханбели, являются «ваджибом». В трех остальных – это «фард» (обязательные).
Чтение суры Фатихи в намазе по Ханефи, является «ваджибом». В трех других мазхабах – это «фард».
Повторение суры Фатихи за имамом в намазе по Ханефи, является «тахримен макрух» (запретное, близкое к хараму). А по Шафии – это «фард» (обязательное). По Малики и Ханбели повторять суру Фатиха в намазах, в которых имам читает вслух, является «тахримен макрух», а в намазах, где имам читает про себя – «мустахаб» (хорошо).
В «ташаххуде» (завершающее действие в намазе сидя) чтение «салаватов» по Шафии является «фардом». А в трех остальных мазхабах – это «суннат».
Совершение намаза «витр» (ночного намаза) по Ханефи является «ваджибом». А по мнению имама Абу Юсуфа и Абу Мухаммеда, а также по трем остальным мазхабам – это «суннат».
Удивительно, но совершение «витр» намаза – это входило только в обязанность самого Посланника (см. 17/79)!
Совершение «фардов» пятикратного намаза с джамаатом (с группой людей) по Ханбели – это «ваджиб», а по трем остальным мазхабам – это «суннат».
Пятничный намаз «джума» по Ханефи действителен тогда, когда, кроме имама, в джамаате присутствует еще 3 человека. По Шафии и Ханбели количество людей должно быть не менее 40-ка человек. А по Малики – это не менее 12-ти человек.
Удивительно, на что они опирались, говоря о количестве?!
Совершение намаза при соблюдении всех его правил (тадили эркянов) по Ханефи является «ваджибом». По имаму Абу Юсуфу и трем другим мазхабам – это действие является обязательным (фардом).
По Ханефи объеденять намазы (делать джамус-салят) в пути (путникам) является не одобряемым действием. По Малики путникам в пути разрешается объединять полуденный намаз (зухр) с послеполуденным (асром) и вечерний (магриб) с послевечерним (иша) только в том случае, если вас настигла болезень или кромешная тьма, сопровождающаяся дождем и слякотью. По Шафии объеденять эти намазы в пути не является запретным. По Ханбели эти намазы тоже не запрещено объединять, но при следующих обстоятельствах: при болезни, при моченедержании, при боязни за жизнь, здоровье, имущество и честь…
По Шафии и Ханбели женщина в намазе может быть имамом для группы женщин. По Ханефи – это «макрух» (нежелательно). А по Малики – это вообще неверно.
Удивительно, но на каком основании они это выводят?!
Совершение праздничных намазов (Рамазан-байрамы и Курбан-байрамы) по Ханбели является «фарды-кифае» (исключительно обязательным), по Ханефи – «ваджибом», а по Шафии и Малики – «суннатом».
Если мусульманин, без всякой на то причины, оставит намаз (не будет совершать его), то по Ханефи этого мусульманина надо как следует побить, а потом бросить в тюрьму, чтобы он одумался и заново приступил к совершению намаза. А по Шафии, Ханбели и Малики мусульманина, который не совершает намаз без всякой на то причины, вообще надо убить. По Ханбели причина убийства такого мусульманина обосновывается тем, что оставивший намаз мусульманин является неверным (кяфиром), поэтому его и следует убить…
Удивительно, насколько это мнение мазхабов не соответствует аяту (2/256), где Аллах говорит, что «в вере нет принуждения…»!
А по вопросу совершения упокоительной молитвы (намаза) для умершего в другой стране, Шафии и Ханбели считают, что даже если тела не будет на месте, то всё равно можно совершить это поклонение (джаназа намаз) в адрес умершего. А по Ханефи и Малики подобное действие совершать запрещено.
Упокоительная молитва (джаназа намаз) шахидам (воинам, павших за веру на поле боя) по Ханефи не является запретной. А в трех других мазхабах это запрещено.
Упокоительная молитва за того, кто совершил самоубийство, в четырех мазхабах не является запретной. Но если самоубийство совершил президент страны, то по Малики и Ханбели, упокоительная молитва для него не совершается.
Чтобы быть путником, по Ханефи следует отдалиться от места проживания на 104-е км. В трех других мазхабах эта протяженность составляет 80 км. В трех мазхабах, кроме Ханефи, намерение быть путником входит в силу с момента, не считая въезда и выезда, менее 4-х дней, а по Ханефи – 15 дней.
Удивительно, но откуда они высчитали километры и дни?!
По Ханефи, сокращать 4-х ракятные намазы до 2-х является «ваджибом» для путника. По Малики – это «суннат». А по Шафии и Ханбели – этот вопрос свободный, т.е. путник может совершить и 2 ракята и 4 ракята.
Удивительно, но в аяте (4/101) намаз путника Аллах обозначил (установил) в два ракята!
Материал подготовлен (подобран) с сайта «Религия – Ислам» (http://www.dinimizislam.com/detay.asp?Aid=2831) (турецк.) (10.02.2014).
Теги: действия в намазе по четырем мазхабам, Ханефи, Шафии, Малики, Ханбели.
Опубликовано 21.02.2014
Свежие комментарии