Кораника
Коран и ислам. Философия, мудрость и жизнь (продолж.) (17.02.2014)

Коран и ислам. Философия, мудрость и жизнь (продолж.) (17.02.2014)

Коран и ислам. Философия, мудрость и жизнь (продолж.) (17.02.2014) 

4.4. Есть и другие сложные вопросы. 

1. Это – исторический, к примеру, смысл веры и понимание ее предписаний (аятов) как исторических категорий. Об этом постоянно спорят и говорят. Но особых успехов пока нет… 

2. Есть вопрос об упразденных (отмененных) аятах. Он связан с вопросом об историческом смысле ниспослания, являясь в то же время относительно самостоятельным вопросом. Он тоже активно исследуется, но общего ключа к нему тоже пока нет. Потому еще и до сих пор его решают на произвольных основаниях. К примеру, вводят такие принципы, которые позволяют признать одни аяты «отмененными», а другие – «сохраненными». В число «отмененных», естественно, попадают «нежелательные», а соответствующие интересам, столь же естественно, попадают в группу «сохраненных» (аятов)… Разумеется, есть и теоретически строгие подходы. На них и надо ориентироваться в данном случае. 

3. Наконец, есть еще один вопрос. Это – о мазхабах. Мы уже говорили о них. Это – веронаправления, которые формируются в вере после Посланника и решают те задачи, которые в свое время решал Посланник. На сегодня в качестве основных из них называют пять мазхабов (четрые суннитских и один шиитский). При едином Аллахе и едином Посланнике это, естественно, вызывает беспокойство. И сегодня стремятся сблизить их позиции. Есть даже и соответствующая Комиссия. Надеемся, что ей удастся это сделать.

Существование на единой линии ниспослания ряда мазхабов если и говорит о чем, то в первую очередь о том, что это – не от веры. Она вполне вместилась бы «в один мазхаб», если бы не разошлась по мазхабам. Именно так и было при Посланнике, когда было, если угодно, «одно направление» и никаких мазхабов или направлений не было вовсе. И оно удовлетворяло все потребности людей в вере. Сегодня это единое направление может сложиться на основе науки (фитрата) 

4. Подчеркнем, что в вере может быть только то, что может быть в ней от Всевышнего. От человека в ней ничего не может быть (!). И если при Посланнике вера могла быть «одним направлением», то почему она и далее не может быть одним направлением, а обязательно должна разойтись по направлениям (веронаправлениям или мазхабам), сектам (тарикатам) и группам?

На этот вопрос никакого ответа мы сегодня получить не можем. И становится очевидным, что всё это расхождение в вере от Слова Всевышнего до мазхабов и тарикатов – всё это «дело рук» самого человека. И основной причиной здесь является не наука, а интересы. Дело в том, что всё, что упирается в науку, может быть так или иначе согласовано. Это может иметь место и в случае, когда Всевышний требует верить ему на слово в вопросах, недоступных для ума людей. Но интересы могут стать непреодолимой силой на пути. Так, все войны в истории были за интересы. И люди были готовы уничтожить друг друга – и уничтожали на деле! – ради того, чтобы господствовать на земле. А теперь выясняется, что и в вере это так. Самомнение, высокомерие, горделивость, амбиции и прочие пороки человеческой нравственности не позволили людям быть единым Словом Всевышнего и «растащили» его по углам. Каждый «по кусочку в свой угол». И теперь сидит и радуется этому… Аллах говорит так (повторим): «Обращайтесь к Нему (Аллаху) с раскаянием, бойтесь его, совершайте молитву и не будьте в числе многобожников. И в числе тех, которые внесли раскол в свою религию и стали сектами, каждая из которых радуется тому, что имеет» (30/31-32).

«Воистину, ваша умма – умма единая, а Я – ваш Господь. Бойтесь же меня! Но они поделили свою религию на части и каждая секта радуется тому, что имеет» (23/52-53).

«Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты. Их дело находится у Аллаха и позднее Он сообщит им о том, что они совершали» (6/159). 

Так что в вопросе сближения позиций в вере – любых и по любым вопросам – основной преградой остается всё же человеческая душа с ее вознесенной на облака самомнением о себе. Наука здесь никакого сопротивления не окажет. И она согласится со всем тем, что найдет у Всевышнего. Она или докажет это своим методом, или поверит Всевышнему на слово, как это Он предписывает человеку. И вся тебе проблема!..

 

Продолж. следует

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.