Коран и ислам. Философия, мудрость и жизнь (продолж.) (12.02.2014)
4.2. Каков выход?
Он напрямую следует из сказанного о вере как Слове Всевышнего. Если она – фитрат или объективное или научное знание (познание), то и понимать ее надо методом науки и никаким другим больше. В итоге и получается так, что в познании ниспослания каждый раз оказывается столько объективного (знания), сколько в нем знания научного. Или знания, добытого методом науки. Никакого другого объективного знания в нем больше нет! Дальше начинаются земли веры Всевышнему на слово. Сами которые опять же осваиваются методом науки. Осваиваются по мере ее вызревания (развития)…
Желающие могут остановиться на этом и руководствоваться этими принципами, если они и в самом деле рассчитывают на Всевышнего и его знание. А если они на это не рассчитывают, то могут дальше выбрать себе любой другой путь… И почему ждать это «дальше»? Они могут перейти на свое знание в вопросе о ниспослании с любой текущей точки его анализа. Где встали, там и могут перейти…
4.3. Когда всё это понятно всем, вернемся в самое начало – к вопросу об отношении Всевышнего и Посланника, знания от Всевышнего и знания от Посланника.
Сразу напомним основную посылку ниспослания. Это – первичность Всевышнего и вторичность Посланника. Посланник является служителем при Всевышнем, назначение которого состоит в том, чтобы передать Его знание людям. Передатчик, разумеется, может разъяснять и комментировать это знание. Но делать это он должен опять же в рамках своих функций. Не более того. Иначе, это будет переход «за меру»…
А что мы имеем сегодня?
Наряду с верным пониманием миссии Посланника, мы имеем также и деформированное представление о ней, вплоть до обожествления самого Посланника, против чего выступал еще он сам [1].
В связи с этим можно даже подчеркнуть в целом сложность ситуации испслания, котрая была такой, что Посланник во многих случаях был просто на грани того, чтобы не сойти с почву ниспослания. И только поддержка Аллаха помогла устоять ему на пути. Аллах говорит так:
«Они чуть было не отвратили тебя от того, что Мы ниспослали тебе, вынудив тебя клеветать на нас (говорить от нашего имени совсем другое). Вот тогда бы они сделали тебя своим другом. Если бы Мы не поддержали тебя, то ты склонился бы на их сторону. В таком случае мы бы дали тебе вкусить умноженное (наказание) в этой жизни и после смерти. И тогда никто не стал бы помогать тебе (защищать тебя) против нас!» (17/73-75).
Другим существенным моментом в этом вопросе является искажение отношения первичного и вторичного. Всевышний, конечно, не отрицается, но он «тактично» отводится на второй план. А на первом или на сцене событий остается Посланник. И весь сказ дальше ведется уже от него…
Этот принцип широко практикуется в системе образования (в том числе и высшего) и науки ряда современных арабских стран. Это только закрепляет деформацию ролей в вере между Всевышним и Посланником. Ибо ее начинают поддерживать уже люди образованные и обученные, с дипломами, степенями и должностями. Так деформация входит в традицию и культуру. И закрепляется в ней. И теперь никто уже не может представить себе, как это может быть по-другому. Но возвращение к Корану по цепочке познания может преодолеть эту деформацию в вере, как, впрочем, и любую другую в ней.
Продолж. следует
[1] «Скажи: «Я такой же человек, как и вы. Мне сообщается о том, что ваш Бог является единственным Богом. Будьте правдивыми по отношению к нему (направленными на него) и просите у него прощения. Жаль тех, которые придают ему сотоварищей (партнеров)» (41/6).
«Скажи: «Воистину, я такой же человек, как и вы. (Но) мне ниспослано писание о том, что ваш Господь – единственный Бог. А тот, кто недеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (18/110)
Свежие комментарии