Коран и ислам. Философия, мудрость и жизнь (продолж.) (03.02.2014)
2. В ходе рассуждений всегда появляются дополнительные темы. Мы затронули философию. Вы откликнулись на нее. Думаем, что вас тоже заинтересовала эта тема. Рассуждения в связи с ней составляют содержание вашего еще одного письма (сообщения). Приведем его полностью (приводится без редактуры): «Хотел бы немного добавить к вашему: «Философия – подобна плаванию в океане без строго заданного направления и цели…» (http://www.koranika.ru/?p=3022).
Далее вы пишите так: «Философия с греческого переводится как «Любовь к мудрости».
— философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами, наблюдениями, экспериментами
— в философии не было положений, признаваемых всеми философами, для неё характерен плюрализм взглядов и каждый самостоятельный мыслитель создаёт свою собственную систему
— философия пытается ответить на самые общие мировоззренческие вопросы, однако делает она это рациональным способом, опираясь на разум, а не на веру, догмы.
Наука.
Люди, преследующие конкретные цели, обнаруживающие законы природы, описывающие общий порядок вещей в природе — это математики.
А вокруг них — подобно политикам, бюрократам, менеджерам, секретарям ходят кто глубоко не вдумываясь в результаты, строят «доводы» на пространных рассуждениях, не облекающихся в практику. Это философы. Отсюда, философия не имеет научный метод.
«Книга природы написана языком математики”, сказал Галилео Галилей.
Коран-наука, а все, что выходит за ее рамки — это философия, это — ложь.
Был ли Мухаммад философом? Нет! Тому в подтверждение следующий аят:
И до тебя, посланника или пророка, которых Мы послали…, когда он предавался собственным размышлениям, шайтан подбрасывал в его мысли чего-либо, но Аллах устранял то, что подбрасывал шайтан, и сводил Аллах на нет усилия шайтана, делая более убедительными Свои айаты. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый! 22:52 Из этого аята четко видно, что имея ясное руководство — Книга Аллаха-Коран-Наука, всякое вольнодумие, а это в купе с шайтаном, приведет/привело к очень нежелетальным последствиям.
И воздадим хвалу Аллаху — Господу миров!».
Мы, к сожалению, не можем дискутировать с вами по вопросу о философии. Но ваши представления о ней нуждаются в определенном развитии. Рекомендовали бы вам почитать соответствующую литературу.
А в теоретическом плане мы бы предложили вам пройти следующие ступени познания. Для начала надо провести водораздел между философией и наукой. Разграничить их четко между собой. Это можно сделать только с учетом выяснения специфики науки и философии в единой системе представлений о духе (сознании). В советской философии об этом говорилось в историческом материализме, в разделе о формах общественного сознания. Об этом можно читать также в исследованиях, посвященных специфике науки и философии в целом. Еще одним каналом или направлением познания в этом вопросе является чтение классиков философии…
Вот, когда вы из этого чтения сможете выделить эту специфику, тогда и можно будет прояснить себе вопрос до конца. Т.е. когда вы уясните для себя вопрос о происхождении тех или иных идей и суждений в теоретическом познании, тогда вы и сможете понять, какие из них являются научными, а какие философскими. До всего этого говорить об этом трудно и даже невозможно.
А называть что-то в познании «с плеча» ложным, это вообще никакой ни метод. Эти действия можно оправдать только по отношению к совершенно необразованному человеку, который, из-за отсутствия у него знания, может рассуждать только в категориях двузначного кода «да, есть, нет, нету». Это – истина, а это – ложь… Человеку образованному этот метод противопоказан. Он должен рассуждать из своего ума и знания… Рекомендуем вам воспользоваться этими вашими возможностями, а не уподобляться человеку незнающему и необразованному…
В последние годы стало привычным видеть людей, бравирующих своим незнанием и необразованностью. «Да, мы не читаем книг! – говорят они не без гордости. – Но что имеют те, которые их читают?»…
Таково наше время. И вам надо выбрать в нем свою позицию…
В понимании философии имело бы смысл обратить внимание и на Коран и его мысль о том, что в Коране Аллах дает людям не только знание, но еще и мудрость. Т.е. Аллах дает людям знание и мудрость. Говорит так: «Это те, кому мы даровали Писание, мудрость и посланничество. И даже если они не уверуют в это, мы уже вверили это другим людям, которые не станут неверующими» (6/89).
«Чтобы завершить Нашу милость, Мы из вашей среды послали вам посланника. Он читает вам Наши аяты, воспитывает вас, обучает вас Писанию и мудрости, а также обучает вас тому, чего вы не знали раньше» (2/151).
Давайте подумаем вместе о том, что сказал Аллах?..
В этом плане получает и ответ на вопрос о том, является ли Посланник Мухаммед философом или нет? В вашей редакции ни поставновка этого вопроса, ни ответ на него не являются корректными. Что значит, «является ли Посланник Мухаммед философом или нет»? И не по уму, и не по истории! Такие пассажи, простите, надо избегать…
Подобные вопросы можно сколько угодно формулировать и любым угодоным образом отвечать! У каждого будет свой подход и свое решение… Сложность заключается в том, что ни у одного из них не будет основания. Все они повиснут в воздухе. А с такими, «висящими в воздухе» вопросами и дискутировать невозможно…
А суть вещей состоит в том, что Посланник Мухаммед (сас) был человеком, которого Всевышний Аллах отобрал из числа людей всей общины. И сделал это после долгих лет наблюдения за ним и его контроля.
Аллах не ошибся. Посланник с честью выполнил все задачи, которые выпали на его долю. Благодаря его исполнительности и неукоснительного следования Слову и предписаниям Аллаха ему очень скоро (в исторически короткое время) удалось утвердить на земле новую веру Аллаха – Ислам. А еще Аллах поставил его в пример людям: «В Посланнике Аллаха есть прекрасный пример для вас, и для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день, а также много поминает Аллаха» (33/21).
Если это не честность и порядочность, то что это такое?
Если это не ум и не мудрость, то что это такое?
А если философия в итоге – это «мудрость», к которой призывает и Аллах, наставляющий человека на ум, знания и мудрость, – то теперь уже серьезно можно задуматься над вопросом о том, был ли Посланник «философом» или нет?..
Продолж. следует
Свежие комментарии