Разрешал ли Посланник записывать свои слова сподвижникам?
Вопрос: В Коране проходит аят, в котором Аллах говорит так: «Неужели для них недостаточно того, что Мы ниспослали тебе Писание (Коран), которое читается перед ними? Воистину, в этом милость и напоминание (зикр, знание) для людей верующих» (29/51). У меня такой вопрос: как вы думаете, мог ли Посланник Мухаммед (сас), зная об этом аяте, позволить cподвижникам собирать и записывать его слова под видом хадисов, сборники или собрания, которые ученые потом назвали Сунной [1]?
Ответ: Для того, чтобы ответить на этот вопрос, требуется анализ таких терминов как «хадис» и «суннат». Основным источником для нас в этом вопросе, естественно, является Коран. Рассмотрим следующие аяты:
1) «Аллах ниспослал наилучшее Слово (Коран) – Писание, (аяты которого) сходны (муташабих) и повторяются (месани). От него содрогается кожа тех, кто боится своего Господа. А затем от поминания Аллаха их кожа и сердца смягчаются. Это (Коран) – верное руководство (указатель пути) Аллаха. Посредством него Он ведет верным путем того, кто пожелает. А кто (заблуждается), того Аллах введет в ещё большее заблуждение. И таким не будет наставника» (39/23).
2) «Это – установленный заранее закон Аллаха. В законах Аллаха ты никаких изменений не найдешь» (48/23) (см.: 17/77, 33/62).
В первом аяте проходит такое выражение как «наилучшее Слово». На арабском оно читается как (الْحَدِيثِ أَحْسَنَ) (ахсенуль-хадис). В дальнейшем слово хадис приняло значение термина, которое используется сегодня в хадисологии.
Во-втором аяте проходит известный нам термин «суннат». Суннат с арабского, значит закон или закон Аллаха. Читается как (اللَّهِ سُنَّةَ) (суннателлах). Обратите внимание на то, как этот термин позаимствован из Корана и далее приведен в хадисологии уже как личная Сунна (традиция) от Посланника Мухаммеда (сас).
Из аятов вытекает следующий вывод: наилучшее слово – это Слово Аллаха. А закон Аллаха – это заранее установленный и не изменяемый закон.
Известно, что по традиции хадисы от Посланника Мухаммеда (сас) делятся на две группы: высказывания и его действия. Сунной же Посланника принято считать всё то в его высказываниях и действиях, что было направлено на призыв к вере Аллаха. Но со временем, когда Посланника Мухаммеда стали обожествлять, на примере с посланниками Моисеем и Иисусом, Сунна Посланника Мухаммеда переросла в отдельный источник. Т.е. хадисы были собранны в сборниках и преподнесены учеными как второй, альтернативный источник Корану…
Здесь следует подчеркнуть важный момент участия Посланника Аллаха в донесении ниспослания людям. Посланник, как это говорится в Коране, обязан донести Слово Аллаха людям, таким, как он получает его от Аллаха (т.е. не изменяя что-либо в Слове Аллаха). Если Посланник ослушается Аллаха, то, как об этом говорится в Коране, Аллах накажет его смертью. Но самое важное и естественное это то, что Посланник имел право на разъяснение аятов по своим функциям и не переходя за них. Это давало возможность людям лучше понять аяты, приводимые Посланнком от Аллаха. Это важно по многим случаям. К примеру, Аллах в Коране порой говорит на языке метафоры. Чтобы люди правильно понимали эти аяты и лучше их усваивали, Посланник Аллаха старался внести ясность в коранический текст, в том числе привлекая сюда и такой прием, как соотносительное и сравнительное изучение аятов. Такое разъяснение Корана Посланником вошло в методологию коранических исследований и стало в ней одним из ее приемов (принципов).
Еще один вопрос – это вопрос об отношении таких категорий, как «наби» и «расуль». В исламской традиции принято понимать и считать, что «расуль» – это посланник, который получает ниспослание от Аллаха. А «наби» – это посланник, который не получает ниспослание. К слову, во всем мире, все религиозные исламские заведения, преподают своим студентам именно в таком духе… Но к счастью, у нас на руках есть Коран, который расскрывает суть этих двух категорий. По Корану «расуль» – это посланник, который не получает ниспослание, а только проповедует его. А «наби» – тот, кто получает его. В аятах, где указывается на посланников, получающих ниспослание, Аллах называет всех их «наби» (см.: 42/13, 4/163). Но когда Аллах говорит о Мухаммеде (сас), то Он использует по отношению к нему слово «расуль», характеризуя его как посланника, проповедующего его Слово. А словом «наби» характеризуется его особенность как посланника, получающего от него ниспослание (см.: 33/40). Как видим, понятия «расуль» и «наби» в Коране и в традиции, отличаются. По Корану все «наби» это «расули», но не все «расули» – это «наби» (см. дополнительно: http://www.koranika.ru/?p=1935).
Итак, почему мы привели это различие именно здесь? Потому, что это разделение между «наби» и «расулем» указывает на то, что Посланник выступал в двух функциях или образах. Передавая людям ниспослдание от Аллаха, он выступал в лице «расуля». Но когда он начинал говорить с людьми на тему ниспослания и наставлял их на путь, то он уже был в лице (в функции) «наби». Есть такое высказывание Абдуллаха ибн Амра:
«Я записывал всё, что слышал от Посланника Аллаха, чтобы потом выучить наизусть. Однако курайшитская знать запретила мне это. Они сказали: «Неужели ты записываешь всё, что слышишь от Посланника?! Ведь Посланник такой же человек как и другие. Он также может говорить в радости и гневе». Тогда я пришёл к Посланнику и рассказал ему об этом и он, указав на себя, сказал: «Пиши! Клянусь Тем, кому принадлежит моя душа, что я не говорю ничего, кроме истины (Слова Аллаха)» (см.: Дарами, Сунан, том 1, стр. 125; Абу Давуд, Сунан, том 2, стр. 318; Ахмад ибн Ханбал, Муснад, том 3, стр. 162).
«Посланник подошел к нам в тот момент, когда мы записывали его слова и спросил: «Что вы там пишете?» Мы сказали «То, что слышали от тебя». Тогда он сказал: «Вы что, хотите написать себе другую книгу, кроме той, что ниспослал вам Аллах? Народы прошлого сбились с пути истины потому, что придумывали себе другие книги, забыв книгу Аллаха» (Аль Хатип, Такйид 33).
Аллах говорит так:
«Среди них (иудеев) есть неграмотные, которые не знают Писания (Торы), а (полагаются) только на услышанное (на неоснованное, случайное знание). Они действуют только по предположениям. Горе же тем, которые пишут Писание (Книгу) своими руками, а потом говорят: «Это от Аллаха», чтобы преобрести за это ничтожную плату! Горе же им за то, что написали их руки. И горе им за то, что они приобретают!» (2/78-79).
Как можно понять из всего приведенного, функция Посланника была связана с передачей людям коранического содержания (текста) и его разъяснением (комментированием). В то же время его опыт и знания были всегда полезны для решения вопросов по ниспосланию Всевышнего Аллаха.
См. по теме дополнительно на линке:
http://www.koranika.ru/?p=3041,
http://www.koranika.ru/?p=2702.
Теги: разрешал ли Посланник записывать свои слова сподвижникам.
Опубликовано 28.01.2014
[1] Вопрос опушен до его сути. Для желающих приводим его полностью:
Именем Аллаха- Милостивого, Милосердного.
«Неужели им недостаточно того, что ниспослали Мы тебе – Писание, которое им читается? Воистину, в ней и милость, и учение для верующих!» (29/51).
Как вы принимаете/относитесь к приводимым рассказам о запрете составления хадисов от Мухаммада (сас):
Пророк подошел к нам в тот момент, когда мы записывали его слова, и спросил: «Что вы там пишете?» Мы сказали «То, что слышали от тебя». Пророк сказал: «Вы что, хотите написать себе другую книгу, кроме той, что ниспослал вам Аллах? Народы прошлого сбились с пути истины потому, что придумывали себе другие книги, забыв книгу Аллаха». (Аль Хатип, Такйид 33) посланник Аллаха сказал: « Не записывайте ничего от меня, все помимо Корана уничтожайте» (см.: «Сахих» Муслим том 4 стр. 97, «Сунан» Дарами том 1 стр. 119, «Муснад» Ахмада том 3 стр. 12, 39, 56).
Абу Бакр, через некоторое время после смерти Пророка собрал общину и сказал: «Вы рассказываете друг другу и людям хадисы, которых вам Посланник Аллаха не говорил. А это приведет к тому, что последующие поколения столкнутся с еще большими противоречиями. Категорически прошу вас, не надо рассказывать ни каких хадисов о Посланнике Аллаха. А тем, кто просит вас рассказать им какой-нибудь хадис о Пророке, отвечайте: «Вот Книга Аллаха, дозволяйте то, что дозволено в ней, делайте запретным то, что запретно в ней». (см.: Бухари, том 1 «Тазкират аль Хуфаз» Захаби 1/5).
Однако давайте посмотрим, что сделали с традицией посланника Аллаха. Абу Бакр отдал приказ записывать Коран без толкования аятов. Такая политика началась в период правления Абу Бакра, и закончилась в период правления Умара.
Второй халиф этот Коран оставил на хранение у своей дочери Хафсы, и стал повсеместно запрещать запись хадисов посланника Аллаха. (см.: «аль Масахиф» 1/9, «Канз аль Умаль» 2/362, «Мунтахаб аль Канз», «Муснад» Ахмада инб Ханбала 2/44, «Фатх аль Бари» 10, 390).
Три сподвижника посланника Аллаха: Абдалла ибн Масуд, Абу Дарда, Абу Масуд Ансари будучи вне Медины вопреки приказу халифа продолжали распространять хадисы посланника Аллаха среди людей. Умар приказал привести их в Медину и запретил им покидать города при любых обстоятельствах. (см.: «Тазкират аль Хуфаз» Захаби том 1 стр. 7, «Тарих» ибн Асакир том 31 стр. 280).
В предисловии к книге «Сунан» ибн Маджа приводится: «Караза ибн Кааб говорит: «Умар нас как его представителей направил в Куфу, он проводил нас за пределы Медины и так напутствовал: «Сказать вам, почему я вас решил проводить покинув Медину?» Мы сказали: «Наверно потому что мы сподвижники посланника Аллаха?». Он сказал: «Помимо этого у меня есть и другая цель, которая заключается в том, что я вас направляю туда, где люди читают Коран подобно пчелам у своего жилища, поэтому не смешивайте Коран и традицию посланника Аллаха». (см.: «Сунан» ибн Маджа предисловие).
Когда у Караза спрашивали о хадисах посланника Аллаха, он говорил: «нам запрещено приводить хадисы». (см.: «Мустадрак» Хаким том 1 стр. 103).
Запрет Умара : «Хасин передает: «Умар если назначал кого-либо наместником в каком-либо городе провожал за пределы города и напутствовал не приводить хадисы посланника Аллаха, говоря: «Я же в этом деле тебе помощник». (см.: «Тарих» Табари том 5 стр. 2741).
В биографии Касима ибн Мухамада ибн Аби Бакра в книге «Табакат» ибн Сада, приводится: «Умар поднявшись на минбар, приказал сподвижникам посланника Аллаха, чтобы они принесли все хадисы, которые у них есть. Сподвижники не знали, с каким намерением требует хадисы Умар, и поэтому принесли все, что было у них. Умар собрав все предания посланника Аллаха подверг их огню». (см.: «Табакат» ибн Саад том 5 стр. 140).
Умар, лично вырезал и уничтожал Коран в котором подстрочно (в сносках были) приведены хадисы Посланника Аллаха к толкованию аятов. (см.: «Канз аль Умаль» том 2 стр. 204, хадис № 23).
После смерти Умара, Усман, следуя традиции Умара, взял у Хафсы Коран без откровения разъясняющего (т.е. толкования Корана на основании традиции Посланника Аллаха). Затем он приказал сделать семь копий этого Корана, и разослать его в разные уголки исламского мира. Т.е. Мекку, Шам (Дамаск), Йемен, Куфу и Басру, Хомс, и один свиток Корана оставить в Медине. (см.: «Тарих ислам» Захаби том 2 стр. 144).
Парадокс! Сами рассказывают о запрете, сами же и записывают/приводят.
Свежие комментарии