Правда ли, что Коран не понять без Сунны?
Вопрос: Я закончила теологический факультет одного высшего учебного заведения за границей. Процесс обучения в университете был построен на основе тезиса, что Коран непонятен без Сунны. И на этом основании преподавались все остальные науки, которые, якобы, приближали к пониманию Корана… Но когда я познакомилась с сайтом www.koranika.ru, поняла, что Коран понятен и без Сунны. Объясните, откуда идет такое мнение, что Коран непонятен без Сунны?
Ответ: Коран и Сунна имеют очевидную связь между собой. Коран является первичным источником веры от Аллаха, а Сунна является вторичной по отношению к Корану. Если начать отрицать ее (Сунну), то мы не сможем понять до конца историческую особенность ниспослания. Речь идет о передаче ниспослания от Всевышнего своему Посланнику, передачи им полученных аятов, их разъяснение, привлечение этих разъяснений и комментариев Посланника, переданных людьми, в дальнейшем исследовании и практиковании ниспослания. В итоге сложился целый механизм, с использованием которого сегодня разъясняется, комментируется и практикуется Коран, равно как и ниспослание в целом.
Но Всевышний предложил еще одну идею, которая почему-то до сих пор используется еще в недостаточной мере. Он характеризует свое ниспослание как фитрат. Это – логос, объективная необходимость и закономерность и т.д. в познании. В силу этого ниспослание оказывается формой объективного знания. Потому когда в отношении него начинают высказывать фантазии и некое произвольное мнение, то этим порывают с тем его смыслом, который вложен в него в понимании его как фитрата (см.: 30/30).
Объективное знание познается объективным же знанием. Сегодня это знание формулируется наукой. В этом смысле ниспослание имеет единственным своим источником науку и, если угодно, еще раз науку…
Если с этих позиций оценить его и всё знание, сформированное относительно него в истории, то остается единственный способ его понимания. Это – соотнесение его идей и положений с современной наукой. Те, которые соответствуют ей их следует принять в виде современного смысла и содержания ниспослания…
Но даже при этом есть еще особенность. Она связана с тем, что современная наука еще и до сих пор не может понять всё в ниспослании. Что делать в этом случае? Отвечает сам Аллах. Он предлагает поверить ему на слово в подобных случаях.
В итоге получается такое решение. Те положения ниспослания, которые поддаются исследованию методом науки, берутся на ее основе, а те, которые не поддаются ему, берутся на почве веры в Слове Аллаха. Его Слово всегда является объективной истиной, если иметь в виду то, что предлагаемая формулировка ниспослания является именно «его словом». Его доказательство методом науки остается делом будущего. В этом плане можно указать на положения ниспослания, недоступные для ума, но доказанные в ходе истории наукой…
В итоге можно сказать так, что Сунна Посланника основывается на тексте ниспослания и содержит материал его комментирования и разъяснения с учетом возможностей и функций Посланника и потребностей в этом самого общества. Последующее развитие этой линии закрепилось в позициях мазхабов, сект, движений. Понятно, что в этом случае в веру могли войти неадекватные решения. Чтобы разобраться во всем этом надо вернуться к самому ниспосланию и его идее и основному принципу о том, что оно представляет собой фитрат или объективное знание. Иначе из проблем современной веры просто не выбраться. Никак!..
Думается, что это решение отвечает и на поставленный конкретный вопрос об отношении Корана и Сунны.
С отдельными аспетками темы можно ознакомиться на следующих линках:
http://www.koranika.ru/?p=619 (на русск.),
http://www.koranika.ru/?p=616 (на русск.),
http://www.koranika.ru/?p=614 (на русск.),
http://www.koranika.ru/?p=612 (на русск.),
http://www.koranika.ru/?p=610 (на русск.).
В этом вопросе имело бы смысл провести параллель между Кораном и Сунной Посланника Мухаммеда (сас), с одной стороны, и Торой (ниспослания иудеям) и Сунной Моисея – Мишной и Гемáрой, которые собранны в Талмуде, с другой. Для объективной оценки этого положения вещей у иудеев сошлемся на следующий материал в современной литературе:
«…В связи с тем, что текст Торы, а также её истинный смысл достаточно труден для понимания (в том числе даже для изучающих её людей), на протяжении веков мудрецы пытались комментировать отдельные её положения для остальных людей. Некоторые комментаторы, например Раши, подготовили комментарии практически к каждому предложению Письменной Торы. Кроме того, по данным традиции, Моисей на горе Синай вместе с Письменной Торой получил и устную, которая раскрывает глубинный, скрытый смысл, дополняет Письменную и объясняет то, что там «недосказано».
Многие поколения Устная Тора передавалась лишь в виде устного предания из поколения в поколения, пока не была записана во II веке в виде Мишны, а позднее – в Гемаре, которые вместе составляют Талмуд…» [1].
Теги: правда ли, что Коран не понять без Сунны, Сунна Посланника основывается на тексте ниспослания.
Опубликовано 02.01.2014
[1] Полную информацию вы можете получить на представляемом линке: (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D1%80%D0%B0#.D0.9F.D1.80.D0.BE.D0.B8.D1.81.D1.85.D0.BE.D0.B6.D0.B4.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D0.A2.D0.BE.D1.80.D1.8B) (29.12.13).
Свежие комментарии