О методе разъяснения Корана Кораном
Вопрос: Вы часто говорите, что метод разъяснения Корана Кораном – это заслуга коллективной работы вашего Фонда. Меня интересует вопрос: каким методом пользовался Посланник (сас)?
Ответ: Аллах предлагает своему Посланнику (сас) читать Коран вдумчиво и с пониманием. Он говорит:
«(О Мухаммед) читай Коран не спеша» (73/4).
Здесь речь идет о суре «Закутавшийся» (Муззаммиль (73), половина которой было ниспосланно Посланнику в мекканский период, а другая – в мединский.
В этой суре Аллах и предлагает своему Посланнику, читать Коран не спеша, вдумчиво. Как известно, Посланник и его сподвижники дополнительно собирались по ночам, то у одного, то у другого. Делолось это с целью дополнительного изучения Корана. Такие собрания продолжались как в Мекке, так и в Медине. Это начинание со стороны Посланника было продолжено его сподвижниками…
Итак, коранический текст к Посланнику (сас) поступал в готовом виде. Его как известно, передовал ему от Аллаха надежный дух Гавриил (Джабраил). Задачи Посланника в этом вопросе определял сам Аллах. Ведь Он наказал строго-настрого сообщать людям полученные им аяты, точь-вточь в той редакции, в какой он получал их от Джабраила. То есть без внесения в них каких-либо внесений от себя. Аллах говорит так:
«О, Посланик! Возвести о том, что ниспослано тебе от твоего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь его послания…» (5/67).
«Если бы он приписал нам некоторые слова, то мы схватили бы его за правую руку, а потом перерезали бы ему жизненную артерию (убили бы). И никто из вас не смог бы помочь ему» (69/44-47).
В тоже время Посланник разъяснял людям полученные им аяты в рамках своих функций, не переходя за их границы. Пожалуй, это и есть метод Посланника. То есть следовать Слову Аллаха в передаче и разъяснении Корана людям.
Вопрос о методе изучения (исследования и т.д.) встал после Посланника уже в веронаправлениях (мазхабах). Все они дали свое решение по этому вопросу. Эти решения в своей основе совпадают или близко подходят друг к другу. И тем не менее, рассматривая их целостную систему методологии, можно говорить об их специфике и особенностях. Мы на этом вопросе не останавливаемся. Он широко представлен в исследованиях по мазхабам (в том числе представленных и в интеренете). Интересующиеся могут самостоятельно читать об этом.
Особое значение метод изучения Корана приобретает в наши дни, когда выдвигается задача научного исследования Корана. Вот тут мы и приходим к заключению о необходимости изучать Коран по Корану.
Суть этого заключения сводится к двум основным пунктам:
1. Коран содержит материал, которого нет в нашей науке. И к этому материалу мы не имеем никакого хода (ключа, метода), кроме самого Корана.
2. Аллах характеризует содержание Корана как фытрат (фитрат). Фытрат в этом случае, означает принцип объективного познания. Это познание реализуется в современной системе мышления только в форме научного познания. Иначе, оно достигается приминением к кораническому содержанию метода науки. В этом смысле изучение Корана Кораном означает изучение его методом науки.
Здесь есть одна особенность, о которой надо сказать, в силу ее исключительной важности. Она связана с двумя пластами знания в Коране, один из которых доступен для нашего метода науки, а второй недоступен для него. Доступный для нашей науки пласт коранического знания, осваивается нашей наукой как он есть. А в недоступной мы, по рекомендации Аллаха, должны верить ему наслово. Кто соблюдает это условие, тот остается на позициях объективного коранического познания или действует в соответствии с принципом познания Корана Кораном. Те, кто не удерживаются на этих позициях и сходят с них, т.е. вместо того, чтобы принимать положения Корана на веру, начинают комментировать их от себя, они сходят с его объективной почвы. В итоге их слово о Коране сходит с его почвы и превращается в свое слово о нем, его содержании. Так происходит подмена Слова Корана словом человека. Такое положение сегодня расспространено очень широко, что в итоге сказывается на Коране в плане его деформации и фактической утрате им своего объективного содерждания. То есть вместо Корана мы каждый раз находим не его месте, вместо него самого, слово человека о нем, которое стремится еще и подменить его собой.
Что касается познания Корана путем веры на слово Аллаху, это это значит, простите, только веру Аллаху на слово. Т.е. Аллах предлагает человеку верить ему на слово. Он не говорит о том, чтобы человек, простите, дописал за него Коран. Если бы надо было сказать еще что-то, то Аллах сказал бы об этом сам. Но в данном случае он просто требует от человека поверить ему на слово.
Что же касается объективного познания Корана, то наше знание постоянно развивается и углубляется. Потому на каждом этапе наука видит свой объект по-новому, более глубоко и содержательно. Это относится и к кораническому познанию, к той ее части, которую мы сегодня принимаем на веру. Со временем отдельные ее компоненты могут получить научное объяснение…
Теги: о методе разъяснения Корана Кораном, Коран содержит материал, которого нет в нашей науке, Аллах характеризует содержание Корана как фытрат, требует от человека поверить ему на слово, 5/67, 69/44-47, 73/4.
Опубликовано 23.11.2013
Свежие комментарии