«Всех их (посланников) мы превознесли над мирами!»
Вопрос: В исламской традиции, когда речь идет о Посланнике Мухаммеде (сас), чаще всего говорят, что Аллах вознес Мухаммеда над мирами, сделав его самым великим из посланников, и что он послан как «милость для миров». Как это понимать?
Ответ: Каждый посланник, которого бы Аллах ни направил к людям, – является «милостью для миров». И это связано не только с Посланником Мухаммедом (сас). Дело в том, что эту милость следует понимать в объективном плане, т.е. как милость Аллаха в том, что Всевышний является тем, кто направляет своих посланников к людям. И способствует им в понимании и решении тех задач, на которые он нацеляет их по своему ниспосланию.
Задачей всех посланников является донесение до людей Слова Аллаха и разъяснение его в рамках своих функций. С этой целью Аллах и направляет посланников. И поэтому все они являются «милостью для миров», а не только Мухаммед (сас), как это сложилось по традиции. Такое мнение в исламе возникло из неверного толкования аята 107-го суры Посланники (21) (Анбия).
Но в суре Анам (6), в аяте 86-ом, Аллах превозносит всех перечисленных посланников над мирами. То есть они все являются Божьей милостью для миров. Аллах говорит так:
«Мы даровали ему (Ибрагиму) Исхака и Якуба. Мы повели их обоих прямым путем. Еще раньше мы повели прямым путем Нуха, Сулеймана, Айюба, Юсуфа, Мусу и Харуна. Таким образом мы воздаем творящим добро. А также Закарию, Яхью, Ису и Ильяса. Все они были из числа праведников. А также Исмаила, Эльяса, Юнуса и Лута. Всех их мы превознесли над мирами (выделено нами. – Ред.). А также некоторых из их отцов, потомков и братьев. Мы избрали их и повели прямым путем.
Таково руководство Аллаха, посредством которого Он ведет прямым путем тех из своих рабов, кто пожелает (идти прямым путем). Но если бы они приобщили сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они совершали. Это те, кому мы даровали Писание, мудрость и посланничество. И даже если они не уверуют в это, мы уже вверили это другим людям, которые не станут неверующими» (6/84-89).
Теги: всех их мы превознесли над мирами, милость следует понимать в объективном плане, 6/84-89,
Опубликовано 09.11.2013
Свежие комментарии