Почему Аллах в Коране называет жен и детей вашими врагами?
Вопрос: В суре «Тагабун», в аяте 14-ом говорится так: «О, вы, уверовавшие! Истиной является то, что из ваших жен и детей есть враги для вас. Будьте внимательны по отношению к ним…» (64/14). Что имеется в виду в данном контексте? Почему Аллах называет жен и детей врагами? Объясните.
Ответ: Сначала давайте правильно сформулируем аят:
«О, вы уверовавшие! Из ващих жен и детей есть и враги для вас. Остерегайтесь их. Но если вы простите их, не станете упрекать в недостатках, покроете их недостатки, знайте, что Аллах многопростительный и милосердный (сострадательный)» (64/14).
Как видим, в аяте не говорится о том, что жены и дети каждого являются ему врагами. К слову, Аллах создает пару для людей не для того, чтобы они враждовали, а чтобы между ними утвердились отношения любви и поддержки в интересах совместного проживания. Он говорит так:
«Из его аятов является и создание пар для вас из вашей же природы, чтобы установить между вами отношения любви и поддержки (сострадания). Без сомнения, в них для разумеющих людей есть аяты (ниспослание от Аллаха. – Пер.)» (30/21).
В другом аяте Аллах говорит о том, что жены, дети и внуки являются благом (ценностью) для человека:
«Аллах создал для вас из вашей плоти (природы) пар (жен) и создал вам из ваших жен детей и внуков, и одарил вас прекрасными вещами. А теперь они, что, верят в ложное и отрицают блага Аллаха?» (16/72).
В свете этих положений аят (64/14) надо расценивать в том плане, что неприятности у человека могут быть и с близкими, и даже в семейном кругу. Надо быть готовыми к этому и уметь принять правильные меры.
В Коране постоянно говорится об испытании человека в жизни. И приводятся примеры этого. Так, в аятах (64/14) и (8/25) говорится о том, что добро и дети тоже являются одним из средств испытания… Поскольку земная жизнь является испытанием для человека и дается она ему на готовых условиях, постольку он должен уметь принять правильное решение в этих условиях…
От редактора. Западная философия говорит об этом в понятиях «заброшенности человека в мир». Ни появление его здесь не зависит от него, ни выход из него. Ни рождение, ни смерть не принадлежат ему!.. Не зависят от него и условиях пребывания «на жизненном фоне». От него зависит только то, что соответствует его мере, скроенной по мере вещей. Здесь он свободен и предоставлен своей воле. Но действия по мере вещей раздваиваются на дозволенное и запретное по Аллаху. В этом смысле его действия сужаются «до дозволенного». Это и формирует его меру в системе той объективной закономерности, в которую он забрасывается «без спроса у него». Обойти эту меру дозволенного он не может, ибо он находится в ответственности перед Всевышним, который в положенный день и час спросит у него за всё данное ему…
Продолжение ответа. В семье могут не разделять взгляды главы семьи. Жена и дети могут стоять на каких-то других позициях. В этом случае глава семьи должен руководствоваться положениями Корана. К примеру, по данному вопросу в Коране приводятся примеры из жизни посланников Нуха и Лута. Говорится об их женах и недружественной их позиции (66/10). А в аяте (11/42-47) говорится о сыне Нуха, который отвернулся от отца.
На этих примерах разъясняется мысль о том, что упомянутые посланники (Нух и Лут) вели себя от отношению к членам своей семьи так, как это предписал Аллах. И успешно сдали свой жизненный экзамен.
Особенно привлекательна позиция Посланника Нуха (да приветствует его Аллах), о периоде посланничества которого Аллах говорит так:
«Клянемся (воистину), Мы послали Нуха к его обществу. И он оставался среди них в течение тысячи – без пятидесяти – лет. Они продолжали свою несправедливость (насилие) и в итоге их схватил потоп (Мы наслали на них потом или наказали их потопом. – Пер.)» (29/14).
Число людей, поверивших Нуху и следующих за ним, по разным источникам называется разное (12, 80 и др.). Но для нас важно другое, а именно то, что, несмотря ни на что, Нух призывал людей к Всевышнему Аллаху в течение 950 лет своего посланничества. Он стойко и упорно призывал их, несмотря на все их издевательства и отрицания. И этот Посланник получил удар от самых своих близких людей – от членов своей семьи, жены и сына. Жена совершила предательство (коварство, вероломство, измену) по отношению к нему и ей (вместе с женой Лута) было предписано войти в огонь «вместе со входящими в него», как о том говорится в Коране (см. 66/10). А в суре Худ (см. 11/42-47) сын Нуха отверг все предложения отца. «Между ними вошла волна. И он тоже оказался из (в числе) утонувших» (11/43). Нух взмолился Аллаху – «он тоже из моей семьи» (см. 11/45). «Аллах сказал: «О, Нух! Он никак не из твоей семьи! То, что он совершил, это – худое дело!» (11/46)…
В заключение подчеркнем, что в свете приведенных соображений интересующий нас аят (64/14) можно понять как предписание Аллаха верующим в вопросе о том, как надлежит им вести себя в условиях, когда они сталкиваются с сопротивлением и неверием к себе, в том числе и стороны своих близких.
Теги: почему Аллах в Коране называет жен и детей вашими врагами, испытание человека, муж, жена, дети, семья, предписание Аллаха.
Опубликовано 31.10.2013
Свежие комментарии