Происхождение «отложенного» (каза-намаза) намаза
Вопрос: Откуда появилось такое понятие, как «отложенный или перенесенный намаз» или, по оригиналу понятия, «каза намазы»? Он характеризуется еще и как «намаз, совершаемый не в свое время». Можно ли переносить не совершенные в течение дня намазы на последующее время?
Ответ: В литературе по этому вопросу высказываются разные мнения. Традиционное состоит из того, что «каза намаз» – это решение ученых (иджма) о том, что тот, кто по тем или иным причинам вовремя не сумеет совершить намаз, может сделать это после, в удобное для него время. Но даже ученые различных масхабов расходятся в этом вопросе между собой.
Большинство ученых говорят, что намаз совершается в свое время и нет такого понятия, как «каза намазы» (совершение намаза после истечения его времени), и ссылаются на следующий аят:
«…Воистину, молитва (намаз) предписана верующим в определенное время» (4/103).
А другая группа встает на защиту «каза намаза», приводя следующий аят:
«…А если кто болен или в пути, то пусть (постится) то же число (дней) в другие дни. Аллах желает для вас облегчения, и не желает для вас затруднения. И чтобы вы завершили число (количество дней)…» (2/185).
То есть эти ученые утверждают, что раз больным и путникам Аллах позволил отложить пост с тем, чтобы восполнить его после месяца Рамазана, то это значит, что и намаз можно отложить, а потом восполнить.
В этом вопросе людей вводит в заблуждение слово «каза – када» (قضى). Когда оно употребляется в Коране и Сунне по отношению к поклонению (богослужению), тогда несет смысл своевременного исполнения обязанностей (предписаний). К примеру: ( فإذا قضيتم مناسككم) – «когда вы завершите паломничество» (2/200) или (فإذا قضيتم الصلاة ) – «когда вы совершаете намаз» (4/103) и т. д. [1].
Эл-Фейуми (ум. в 770/1368-69) [2] говорил так: «Ученые использовали (понятие) «каза» для таких форм (поклонения, службы), которые совершались за пределами своего времени, а «эда» (ﺍﺪى) – для тех, которые совершались в свое (положенное) время. Такое понимание противоречит словарному значению понятия, но является термином, позволяющим различать эти два времени» [3]. Во времена Посланника такого понятия как «каза намазы» не было. Значит термин «каза – када» (قضى), следует понимать как «эда» (ﺍﺪى).
В связи с этим понятием Ибн Теймие говорит так: «Kaзa» (القضاء) в словах Аллаха и Посланника означает своевременное и полное совершение любого поклонения (богослужения). А следующие аяты указывают на это:
«Когда же молитва (джума намаз) завершится, то расходитесь по земле и ищите милость Аллаха и часто поминайте его. Быть может, вы преуспеете» (62/10).
«Когда вы завершили хадж (паломничество)» (2/200).
Как видим по аятам, слово «каза» по смыслу указывает на своевременное совершение любого поклонения (богослужения). Но часть правоведов позже стала интерпретировать понятие «каза» как богослужение, совершаемое после истечения своего времени, а «эда» – как богослужение, совершаемое в свое время. Изучая хадисы Посланника (сас) убеждаемся, что ничего подобного у него нет!
Но ученые дискутируют вопрос о том, что понимается под следующими словами Посланника: «Совершайте ту часть богослужения, на которую вы успели, а ту, на которую не успели, переносите в качестве «каза». А в другой версии говорится так: «Совершайте ту часть богослужения, на которую вы успели, а ту, на которую не успели, завершите». Ни в одном из этих своих слов Посланник не имел в виду совершение богослужения после его времени. В принципе, в словах Аллаха и Посланника нет ничего о совершении богослужения за пределами своего времени. Но время имеет в данном случае две формы: одну, общую для всех, и другую, особую, для инвалидов (больных). Совершение намаза просыпающимся со сна человеком или позабывшем о нем и совершающим его при его воспоминании – относятся к этой категории. Это есть время, определенное для них Аллахом, для других нет (особого) времени богослужения» [4].
Теги: происхождение «отложенного» намаза, каза намазы, ученые использовали (понятие) «каза» для таких форм поклонения, 2/200, 4/103, 62/10.
Опубликовано 12.08.2013
[1] См.: Kitab’ul-ayn, Tac’ul-Arus, Lisan’ul-Arab, es-Sıhah, el-Mısbah’ul-munir. قضي mad.
[2] См.: Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi, Feyyumî mad., İst., 1995.
[3] См.: Ahmed b. Muhammed el-Feyyûmî, el-Mısbah’ul-Munîr, Lübnan, 2001, s. 519.
[4] См.: İbn Teymiye, Mecmuu Fetâvâ Teymiye, 1. baskı, 1382 h., c. XII, s. 106.
Свежие комментарии