II. Ошибки, допущенные Имамом Шафии (продолж.)
2. Несоблюдение баланса и единства между аятами
Слово «мизан» (الميزان) происходит от корня слова «вазн» (وزن), означает баланс [1]. На примере следующего аята Аллах использует слово «мизан» (весы), заменяя его на «хикмат» (мудрость):
«Аллах тот, кто ниспослал Писание с истиной и весы…» (42/17).
А в следующем аяте вместо слова «хикмат» используется «мизан» и указывается основная цель, формлируемая словом «кыст» (قسط). Кыст означает право, дающее сохранить баланс, справедливость [2].
«Мы уже направляли наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и весы, чтобы люди придерживались справедливости» (57/25).
Мизан (весы) существует в природе, на что есть указание в Книге Аллаха. Он говорит так:
«Он возвысил небо и установил весы, чтобы вы не преступали (границы дозволенного) на весах. Взвешивайте беспристрастно и не занижайте вес» (55/7-9).
Как видим, в оценке мудрости имеют значение такие понятия, как «мизан» (сбалансированность) и «кыст» (справедливость). Это значит, что суждение в случае отсутствия в нем сбалансированности и справедливости, не может претендовать на мудрое. Аллах говорит так:
«О, те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете. Аллах обещал тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду» (5/8-9).
Эту мудрость, справедливость и терпимость мы должны проявлять во всех случаях нашей жизни. А главное на это следует обращать внимание в нашей социальной и общественной жизни. Аллах говорит так:
«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных.
Аллах запрещает вам дружить только с теми, кто сражались с вами из-за веры, выгоняли вас из ваших желищ и способствовали вашему изгнанию. А те, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками» (60/8-9).
В этом случае, отношения к тем, кто выступал против мусульман и помогал им, не должны превышать того, чего они удостоены от Аллаха (по аятам). Они должны получить отпор по праву и всё должно быть по справедливости. Аллах говорит так:
1. «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте. Поистине, Аллах не любит преступающих!» (2/190).
2. «…И изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас…» (2/191).
3. «…Кто же преступает против вас, то и вы преступайте против него. (Преступайте) подобно тому, как он преступил против вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах с богобоязненными!» (2/194).
Чтобы быть мудрым в наших отношениях с немусульманами, надо руководствоваться приведенными аятами. Неверное их толкование, со своей стороны, отразилось на неверном толковании ислама в целом [3].
Приведенные соображения позволяют дать следующее определение «хикмату» (мудрости): «Мудрость – это единство и баланс в мышлении (суждении), с помощью которой удается вынести справедливое и правильное решение». Это можно отнести как к аятам, так и науке в целом.
Для понимания мудрости можно сравнить, скажем, донесение аятов до людей с процессом приготовления вкусной пищи из заданного набора продуктов. Во вкусной пище всё строго сбалансировано…
Передает Вабис бин Мабед: «Как-то я подошел к Посланнику, а он спросил: «Что пришел спросить об отступлениях и добродетельстве?». И ударив меня пальцами руки в грудь и три раза повторил: «О, Вабиса! Спроси у своего духа (нафса), спроси у своего сердца! Добро – это подчинение души и сердца. А отступление (грех) – это то, что беспокоит изнутри и вызывает сомнение. Это может быть и тогда, когда люди не осудили, а, напротив, еще и выступили за тебя» [4].
Посланник говорил так: «Оставьте то, что вызывает подозрение, сомнение и тревогу. Выбирайте то, где этого нет. Потому, что правдивость порождает внутреннее удовлетворение, а ложь – сомнение и нерешительность» [5].
К примеру, некоторые лекарства неприятны (горьки). Но они принимаются в целях здоровья. Нечто подобное имеет место и в вере. Речь идет о предписаниях, выполнение которых может быть для кого-то и неудобным, но Аллах вознаграждает людей за их исполнение. А есть в предписаниях еще и польза для людей. Аллах говорит так:
«Предписано вам сражаться, хотя вам это неприятно. И может быть, вам неприятно что-нибудь, а оно является для вас благом. И может быть, вы любите что-нибудь, а оно является для вас злом. Поистине, Аллах знает, а вы не знаете!» (2/216).
Коран ниспослан с известным назначением. Но находятся люди, которые используют или эксплуатируют его в своих интересах. Потому Аллах толкует (разъясняет) Коран сам и указывает верующим на то, как находить в Коране ответы на интересующие их вопросы [6]. Об этом методе Аллах повествует так:
«Алиф, лям, ра. Это – писание, аяты которого ясно изложены, а затем разъяснены мудрым, ведающим. (Это для того, чтобы вы) не поклонялись никому, кроме Аллаха. Воистину, я для вас – предостерегающий увещеватель и добрый вестник от Него» (11/1-2).
К примеру, Посланник Мухаммед (сас) то же выносил свои решения методом, о котором Аллах говорит в Коране. Но из следующего аята понимаем, что и он мог ошибаться. Аллах говорит так:
«Они просят тебя вынести решение. Скажи: «Аллах вынесет для вас решение относительно тех, кто не оставляет после себя родителей или детей». Если умрет мужчина, у которого нет ребенка, но есть сестра, то ей принадлежит половина того, что он оставил. Он также наследует ей, если у нее нет ребенка. Если их две сестры, то им принадлежат две трети того, что он оставил. Если же они являются братьями и сестрами, то мужчине принадлежит доля, равная доле двух женщин. Аллах разъясняет это вам, чтобы вы не впали в заблуждение. Аллах ведает о всякой вещи» (4/176).
Значение и смысл слова «фетва» (верное решение) означает «из многих законов выбрать нужный» [7]. Фетва в приведенном аяте относится к теме о наследовании между братьями. Это решение Аллах подробно объясняет уже в суре «Ниса» с 7-го по 12-ый аяты и в 33-ем аяте. Но мусульмане, не разобравшись в аятах, спросили решение у Посланника, а он, в свою очередь, чтобы не ошибиться, дает решение, которое ниспослал Аллах. На это указывает аят:
«Аллах разъясняет это вам, чтобы вы не впали в заблуждение» (4/176).
Все это еще раз указывает на то, что если неправильно сопоставить аяты и не соблюдать единство между ними, то понять их адекватно не удастся. Ни мудрость не получится, ни знание… По этой причине исследующие Коран ученые и мыслители, из-за неадекватного понимания метода исследования Корана, не всегда могли разобраться в нем по-настоящему, в том числе и в вопросе суждения о мудрости. Эту ситуацию мы встречаем и в случае с Шафии. В этом же кроется и причина неадекватного понимания Сунны Посланника. Т.е. и она не всегда рассматривается в требуемой связи с Кораном и его аятами…
Продолж. следует
[1] См.: el-Halil b. Ahmed (öl. 170 h.) El-ayn, tahkik, M. el-Mahzûmî ve İbrahim es-Samirâî, Tarihsiz. Ragıb el-İsfahânî (ö. 425 h.), Müfredât (thk: Safvan Adnan Dâvûdî), Dımaşk ve Beyrut, 1412/1992, Cevherî, es-Sıhâh, Mekâyîs’ul-luğa.
[2] См.: Ragıb el-İsfahânî, Müfredât.
[3] См.: A. Bayındır, Doğru Bildiğimiz Yanlışlar, s. 288, İstanbul, 2011.
[4] См.: Sünen-i Dârimî, Büyû’, 2.
[5] См.: Tirmizî, Kıyâme, 60.
[6] Для полного понимания этой темы, предлагаем вам ознакомиться с этим методом. См.: Fatih Orum, Kur’ân ve Sünnet Temelinde Kur’ân’ı Anlama Usulü, Süleymaniye Vakfı Yayınları, İstanbul 2013.
[7] См.: el-Hâzin, Alauddin Ali b. Muhamed b. İbrahim (öl. 741 h.) Tahkik ve tashih, Muhammed Ali Şahin, Beyrut 1415 h. c. I, s. 433.
Свежие комментарии