Как определить правильно начало и конец месяца Рамазана?
Вопрос: Как определить правильно начало и конец месяца Рамазана? И на какое число выпадает праздник в этом (2013-ом) году?
Ответ: Начало месяца поста Рамазан и его конец следует исчислять математическим расчетом. Определение их по фазам Луны является приближенным методом. Но для нужд практики он оказывается достаточным.
И все религиозные праздники тоже должны определяться расчетами. Аллах говорит так:
«Солнце и Луна движутся согласно расчитанному порядку (по своей орбите)» (55/5).
«Он тот, кто даровал Солнцу – сияние, а Луне – свет. Он установил для нее фазы, чтобы вы могли вести летоисчисление и знали счет» (10/5).
Сияние – это лучи Солнца, падающие на землю. А лунный свет – это свет, который не раздражает человеческий глаз. Мы не можем наблюдать Солнце открытым глазом, но отражаемый свет от него, который падает на землю, мы видим. И видим все предметы на Земле благодаря этому отражению или падающего на них света Солнца. Из-за вращения Луны вокруг Солнца она видится нам серпами на небе, полумесяцем и, наконец, полной Луной. Эти стадии видимости Луны на небе называют еще и «фазами Луны». Аллах говорит так:
«И для Луны Мы установили меру в её стадиях (переходах, фазах). Она поворачивается (совершает движение) подобное кривой финиковой ветви» (36/39).
Первый день Лунного календаря определяется после заката Солнца и сразу же после него наблюдается закат нового месяца (новой Луны, серпика, хиляля). И если этот день считать первым днем месяца Рамазана, то с этого дня и следует держать пост. Аллах говорит так:
«… Тот, кто из вас достигнет (месяца) Рамазана, пусть проведет его в посту…» (2/184).
Как видим, по приведенным аятам Лунные месяца надо исчислять расчетами. В наших условиях или на современном уровне науки они выполянются математическими средствами. Поэтому Посланник (сас) в свое время, по причине того, что не было в его обществе ученых, которые могли бы производить требуемые расчеты, сказал так:
«Мы в этом вопросе являемся неграмотным обществом, поэтому мы не можем ни писать, ни составлять правильных расчетов».
«Потом Посланник (сас) три раза показал обе руки и на третьем разе поднял указательный палец: «Месяц (исчесляется) во столько, во столько и во столько», что указывает на 29 дней. И сразу после этого опять руками он показал: «Месяц (исчесляется) во столько, во столько и во столько», что указывало уже на 30 дней» (см.: Муслим. Пост (сыям), 1080).
Таким образом, Посланник (сас) «на руках» или «на пальцах» объяснил людям тот факт, что Лунные месяцы могут быть либо 29, либо 30 дней. Посланник еще говорил так:
«Когда увидете новую Луну (серпик молодой Луны), тогда держите пост. Когда вы увидете ее снова, тогда пост не держите. Если небо будет затянуто тучами, тогда восполните в посту месяц в тридцать дней» (см.: Муслим. Пост (сыям), 1081).
Все эти хадисы указывают на то, что в то время не было специалистов, делающих подобные расчеты, потому для решения этой проблемы надежным выходом была сама Луна и наблюдаемые на небе ее фазы. И Посланник показал нам, как по этим фазам определять начало и конец месяца, в том числе и месяца Рамазана. Сегодня есть специалисты этого дела. И они должны решать этот вопрос с привлечением требуемых научных средств. Пришла пора создать по этому вопросу Единый мировой научный центр. Опираясь на Коран и ниспослания, а также на современную науку, он мог бы выработать единый календарь поста в Рамазане, что могло бы решить все вопросы в данной сфере. В сохранении единства мнений можно было дискутировать его спорные положения…
…От того, что в Мекке пост начинают держать на втором рассвете, т.е. на «фаджри садике» [1], место «уммуль-кура» [2] должно быть центром и точкой отсчета Лунного календаря. А до наступления в Мекке второго рассвета, – из-за того, что закат Солнца и закат нового месяца (серпика молодой Луны) наблюдается в разных точках мира в разное время, – нужно организовать новый Лунный календарь по Мекке.
Такой расчет также необходим и для мусульман, проживающих в странах близ полюсов. Потому, что там временами Солнце не заходит за горизонт, а временами не восходит. Поэтому наблюдать закат нового полумесяца, когда Солнце не заходит, невозможно.
Итак, наша задача – вести всё по расчетам, как по посту, так и по другим религиозным мероприятиям в исламе. Чтобы достичь этого, нам следует объединиться по Корану и Сунне. Таким образом в любой точке земного шара месяц поста будет начинаться и заканчиваться в один и тот же день.
Астроном проф. др. Аднан Октан в своих исследованиях пришел к выводу, что для наблюдения Луны воочию, надо чтобы она на закате была выше Солнца на 8° и выше горизонта 5°. Таким образом 8-го июля 2013 года новый месяц будет наблюдаться на западном побережье Южной Америки, а это указывает на то, что начало месяца Рамазана начинается с 9-го июля 2013 года, во вторник. А новый месяц можно будет наблюдать уже 7-го августа 2013 года на юге Африки. Потому и жители острова Мадагаскар смогут увидеть новый месяц сразу после заката Солнца, а это значит, что праздник Рамазан-байрам приходится на 8-е августа 2013 года.
Отметим, турецкий фонд «Диянет» принял решение в соответствии с Кораном. Речь идет о том, что данные о Рамазане поступают в руки после их вычисления специалистами. А во времена Посланника (сас) их не было. И Посланник на примерах живой практики объяснял коранические положения, включая и по Рамазану. Сегодня этого уже недостаточно. И без привлечения науки в этом вопросе не обойтись [3].
Теги: как определить правильно начало и конец месяца Рамазана, на какое число выпадает праздник, новая Луна, полумесяц, полнолуние, фазы Луны, астрономические расчеты, 55/5.
Опубликовано 09.07.2013
[1] Фаджри садик можно понять как утро с появлением смешанного света ночи и начала дня на горизонте. Это время называется утренний рассвет (то есть время восхода утренней звезды/тан). Оттого, что первые вечерние сумерки начинаются с заходом Солнца и заканчивается с уходом вечерней зари (шафака). Вторые сумерки продолжаются до полного потемнения неба. Потом наступает ночь, время сна и отдыха. А ближе к концу ночи снова формируются сумерки, подобные вечерним. Их первая часть именуется как время рассвета (сехер вакти). В силу того, что оно совпадает со временем утреннего намаза, его называют еще и «ложным рассветом» (фаджри-казиб). Наступление последних сумерек ночи приходится на время между появлением «настоящего рассвета» (фаджри-садика) и восходом Солнца.
С окончанием ночи наступает утренняя заря (сехер или фаджри-казиб, то есть ложный рассвет). Утренняя заря – это промежуток между окончанием ночи и началом рассвета, то есть время перед утренним намазом. От того, что период утренней зари похож на утренний рассвет (фаджри-садик или настоящее утро), его называют «ложным рассветом». Многие мусульмане совершают утренний намаз именно в это время. Но в это время его совершать нельзя.
Проявление утренней зари начинается в тот период, когда Солнце находится под горизонтом и подходит к нему на 18°. В этот момент в верхних слоях атмосферы свет начинает опускаться сверху вниз, сгушается и затем расходится вширь. Ученые и исследователи звездного неба называют это время астрономическим утром и прекрашают все свои наблюдения за звездами.
[2] Уммуль-кура – это второе название Мекки по Корану. Переводится как мать (центр) всех поселений (городов) (см.: 6/29).
[3] См.: Abdulaziz Bayındır, «2013 Yılı Ramazan ve Bayram Hilali Tespiti», Kitap ve Hikmet Dergisi, Yıl: 1, Sayı: 2, 2013 (Temmuz-Eylül), s: 14-16.
Свежие комментарии