КОРАН И ТРАДИЦИЯ. ПРОЦЕНТ
А. Баиндир
проф., др. богослов. н.
Мы рассмотрим кратко процент в единстве Корана и Сунны, а затем исследуем вопрос о том, в какое состояние привела его традиция. Мы приведем также примеры из наших работ по данной теме [1].
1. Взгляд на процент в свете единства Корана и Сунны
Всевышний Аллах говорит так:
«Действия тех, которые поедают процент, не отличаются от действий тех, кто следует за шейтаном, разум которых он перекосил (свернул с пути. – Ред.) [2]. Это по причине того, что они говорят, что «и купля-продажа подобна действию (сделке) с процентом». Аллах признал куплю-продажу добродетельной (халяльной), а действия (сделку) с процентом запретной (харамом). Если кому дойдет рекомендация (совет) от твоего Господа и он оставит процент, то, что было в прошлом, останется за ним. Его дело относится к Аллаху. А кто возвратится к проценту (ростовщичеству) – они друзья этого огня. Там они бессмертны (то есть будут мучиться, пока они там. – Ред.).
Товары обмениваются в форме торговли или в виде долга (ссуды). Торговля подобна покупке хлеба, когда обмениваются две разные вещи. Она может быть осуществлена в наличной форме или со сроком (в кредит). Если некий товар приобретается за 75, а продается за 100 лир, то продавец получает прибыль в 25 лир, если он сможет купить еще раз этот товар за эту же цену [3].
Покупка товара означает поддержание жизненности всей цепи производства. Если представить себе, сколько людей работают над производством куска хлеба, то станет понятным значение экономического движения (торговли. – Ред.), обеспечивающего поддержание жизненности производственной цепи.
Товары, между которыми нет различия, могут обмениваться только путем вхождения в долг. А Посланник Аллаха (сас) говорил, что «процент бывает только при долге» [4] [4]. Ибо имеющий деньги выше своих потребностей человек хотел бы дать их надежному и богатому лицу, чтобы избежать нежелательных неприятностей и потерь, а заодно и получить прибыль. А это может быть достигнуто только в случае долга с процентом.
Еще один аят таков:
«Вещь, которую вы даете под проценты, чтобы она возрастала в составе имущества людей, не возрастает у Аллаха» (30/39).
То есть сам по себе долг еще не обеспечивает прибыли, котрую, в качсестве своей доли, мог бы получить кредитор из нее. Прибыл из долга обеспечивает тот, кто использует его в экономическом процессе, завершающимся производством прибыли. Кредитор не участвует в этом процессе и не испытывает на себе всех его трудностей и издержек. Поэтому получаемая им из прибыли, в качестве процента, доля не является заслуженно им заработанной. Всевышний Аллах говорит так: «Если вы ракаетесь и отвратитесь (от процента), то основное имущество (в сумме долга. – Ред.) останется за вами. Ни вы не совершите несправедливости, ни по отношению к вамона не будет совершена» (2/279).
2. Стена защиты от процента
Между долгом и куплей-продажей есть известное сходство. Но и между человеком и обезьяной тоже есть сходство… Те, кто говорят, что «купля-продажа подобна процентной сделке» исходят из этого сходства. Посланник Аллаха показал отличие процентной сделки от процесса купли-продажи на примерах с такими продуктами (товарами), как золото, серебро, ячмень, пшеница, хурма (финики) и соль. Так было проведено четкое различие между процентной сделкой и торговлей (куплей-продажей).
По словам Абу Саида ел-Худри (ра) он сказал так:
«При наличном обмене сделка совершается в равном отношении золота на золото, серебра на серебро, пшеницы на пшеницу, ячменя на ячмень, хурмы на хурму, соли на соль. Кто увеличивает или желает большего, тот входит в процент. В этом вопросе дающий и берущий находятся в одинаковом положении» [5].
Этот и подобные хадисы образуют защитную стенку против процента. Наличный обмен в группе этих товаров между собой (или между продуктами одного вида: золота на золото и др. – Ред.) закрывает двери для процента. Если это называется торговлей, то сделка, при которой берутся 110 лир, а в долг даются 100 лир считается процентом. Когда продажа в кредит 100 лир за 110 считается торговлей, то в запрете процента не остается никакого смысла.
В хадисе, подчеркнем, говорится о том, что в рамках своего вида отмеченные товары (приводятся шесть видов товаров) обмениваются в наличной форме и в равном отношении. Это закрывает еще одну дверь для процента. Основой процента является стремление получить более того, что дано. Если он может сделать это путем торговли, то перевести это в долг не составит труда. К примеру, кто желает получить долг, тому, на определенный срок, даются беспроцентные 110 лир. Затем он покупает эти золотые наличными за 100 золотых и должник уходит со 100 золотыми на руках, но долг составляет у него 110 золотых. А когда товары определенных групп обмениваются между собой в наличной форме и в равных отношениях, то процент в этом случае делается невозможным.
Посланник Аллаха говорит так: «Если серебро продается с рук за золото, то в бóльшем количестве серебра нет вопроса. Но с оплатой «на потом» это запрещено. Если ячмень продается с рук за пшеницу, то в бóльшем количестве ячменя нет вопроса. Но с оплатой «на потом» это запрещено» [6].
Золото и серебро и пшеница и ячмень могут занять место другого. Отношение между их ценами устойчиво и больших изменений в них нет. Если обмен между этими товарами не будет предусмотрен наличными, то возможно вхождение процента в этот акт. К примеру, пусть отношение между серебром и золотом составляет 10:1 (что значит, что 1 г. золота равняется 10 г. серебра). В этом случае ростовщик может продать килограмм серебра за 110 г. золота, которые он получит через год. Должник уйдет от него с килограммом серебра, но долг его составит 1100 г. серебра или 110 г. золота. Так в сделку входит 10-ти процентный прирост под прикрытием торговли. . Золото и серебро являются драгоценными металлами, которые имеют хождение в виде денег. Этим они отличаются от других металлов.
Следующий хадис приравнивает к процентной сделке и торговлю с валютой при оплате в рассрочку («на потом»):
Абдуллах б. Омар говорит:
«Продавал я верблюдов в Беги. Продавал за динары, а на них покупал дирхемы. Продавал за дирхемы, а на них покупад динары. Пришел к Посланнику Аллаха. Он был в доме у Хавсы. Говорю ему: «О, Посланник Аллаха, с позволения, хочу спросить одну вещь. Я продаю верблюды в Беги. Продаю за динары, на них покупаю дирхемы. Продаю за дирхемы, на них покупаю динары. За это покупаю это, за то даю то». Сказал: «В том, чтобы покупать по текущей цене, проблем нет. Но не расставайтесь, оставляя что-либо между собой» [7].
Этот хадис закрывает еще одну дверь, открывающуюся для процента. Ибо в случае, когда 1 динар составляет 10 дирхем, ростовщик сначала дает 1100 динар, а затем покупает их за наличные 10.000 дирхем. Эти два акта являются процентной сделкой под видом торговли. Процент составляет 10%.
Указанные выше шесть видов продуктов все подходят для того, чтобы, манипулируя ими, представить процент кк торговлю. Хадисы являются преградой в этом.
Благодаря тому, что в традиции хадисы могли трактоваться в отличие от своего смысла, то создалась возможность обойти запрет процента в показательных актах торговли, характеризуемых как «муамеле-и шерийе». К примеру, человек, желающий взять взаймы, выставляет свой товар перед человеком, который дает взаймы, и говорит: «Я продал это тебе за 10 золотых». Он покупает его и оплачивает его стоимость. А затем говорит так: «Продай мне этот товар на условиях оплаты через год за 11 золотых». Так он может получить 11 золотых за товар, который он продал за 10 золотых. Так товар выходит из сферы предмета обсуждения (торговли), остается долг, который взят в 10 золотых с оплатой его в 11 золотых. На эту торговлю говорят «две торговли в одной». У этой сделки есть множество разновидностей. По сообщению от Эбу Хурейры, Посланник Аллаха запретил «две торговли в одной» [8]:
«Кто в одной продаже совершит две продажи, или возьмет более низкую цену, либо войдет в процент» [9].
Согласно хадиса, в указанных сделках берущая сторона либо возьмет 10 золотых, либо она войдет в процент. В силу ложного трактования приведенных хадисов [10] в эпоху Османлы сложилась и соответствующая практика кредитования в долг. С этой целью было создано большое число фондов. К примеру, в 1456-1551гг. в Стамбуле насчитывалось более тысячи (1161) денежных фондов [11]. Согласно исследованиям Исмаила Курта, в архиве Стамбульского муфтията по данному реестру обнаружилось 3950 денежных фондов, находящихся под надзором стамбульских судов [12].
Эта практика в Османском государстве не является отклонением от существующего правопорядка. Ибо османские султаны, судьи и муфтии приказывали действовать и давать фетву только в соответствии с теми представлениеми, которые были приняты за истинные в веронаправлении Ханефи [13]. Потому здесь вместо осуждения Османлы следовало бы осудить, прежде всего, османскую улему (османских богословов). Ибо в этом случае они не проявили должного сопротивления [14].
3. Традиционное понятие процента
В Исламе сложилось такое мнение, что Коран и Сунна – это два отдельных источника в ней. Это мнение не дает в возможности рассматривать Коран и Сунну в их целостности. А делает невозможным верное понимание Сунны. В приложении имеется статья под названием «Коран и Мудрость (Учение)», из которой можно понять так, что Сунна – это предписания, которые Посланник выводил из Книги (Корана). В силу того, что Сунна не была осмыслена должным образом, многие темы, и процент в том числе, то же не были осмыслены адекватно в плане единства Корана и Сунны.
В приведенном выше аяте о проценте и торговле они характеризуются как две совершенно разные категории. А в отношении тех, кто утверждает, что «торговля подобна процентной сделке», говорится о том, что они следуют шайтану. Несмотря на это, масхабы, не обращая внимания на многие аяты и хадисы, взяв за основу хадис о шести товарах, стали трактовать процент как разновидность торговли. Не довольствуясь этим, они, опять же исходя из аята о шести товарах, стали трактовать процент таким образом, что значительная часть торговли оказалась в пространстве запрещенного процента. Это стало лазейкой для процента под видом купли-продажи.
Согласно ханефитам (сторонникам масхаба Ханефи) показателями процента являются кадр и род. Кадр – это мера и вес. И ханбелиты подходят к вопросу в основном так же, как и ханефиты [15]. По этой причине два товара, которые продаются по весу или мере, к примеру, медь и железо или молоко и оливковое масло, не могут быть обменены на условиях «с оплатой на потом». Ибо это будет уже процентом. К примеру, обмен бараньего молока на козье может иметь место только при равной мере и в наличной форме. Иначе, сделка войдет в процент (процентную сделку). Потому что оба товара являются молоком и обмен между ними имеет место по мере (веса, объема).
Представители масхаба Малики, принимая во внимание запрет на процент на такие продукты, как ячмень, пшеница, хурма и соль, приводимый в хадисах, считали, что источником процента могут быть основные продукты питания или их вкусовые добавки. По их мнению, ни один мусульманин не сможет обменять в будущем пшеницу на масло, муку, соль, бобовые и другие продукты питания [16]. Должны быть равными и меры, когда эти товары обмениваются между собой, иначе это будет процентом… И у шафиитов положение примерно такое же [17]. Так, к примеру, если один сосед берет у другого два хлеба с условием его возврата «потом», то он считается вошедшим в процент.
Согласно масхабам Шафии и Малики, еще одной особенностью процента является семенийет, то есть его способность быть деньгами. Но эта способность отсутствует за пределами золота и серебра [18] , [19].
В связи с тем, что в традиции представления о проценте строились на ложном основании, в ней не удалось дать даже полное определение процента. По этой причине могут быть созданы процентные банки, которые, по представлениям традиции, могут считаться беспроцентными.
Бумажные деньги, по представлениям Шафии и Малики, – в силу того, что они не из золота, а по представлениям Ханефи и Ханбели – в силу того, что они не используются по весу и мере, – не являются процентным товаром. Согласно первым двум масхабам, если банки, совершая свои сделки с бумажными деньгами, будут вместо слова «должник» пользоваться словами «купля-продажа», сделка не войдет в состав процентной.
Согласно масхабам Ханефи и Ханбели, продажа валюты не подлежит никаким правилам. В таком же виде и при наличном обмене денег не требуется их равного количества. Согласно этим масхабам, банки могут выдать беспроцентный кредит человеку, скажем, просящему миллион лир, сначала в миллион сто тысяч лир на год, а затем купить их у него наличными за миллион лир. Этот человек выйдет из банка с миллионом лир, а долг у него будет в миллион сто тысяч лир. Большинство масхабов не считает это процентом, но Управление по делам религии (Диянет) – считает. Если всё свершилось и мнение традиции непререкаемое, то почему приводится фетва, противостоящая мнению традиции?!
Все масхабы оставили в стороне хадис Абдуллаха б. Омара, который мы привели выше. В силу этого можно создать процентный банк, который работает на основе обмена местной и иностранной валюты на принципах соглашения. К примеру, при курсе доллара в 1.5 турецких лир (ТЛ) человеку открывается кредит в 1.000.000 долларов сроком на год, соответствующий 1.5000.000 ТЛ. Кредитная ставка – 10%. Затем эта сумма покупается у него за 1.350.000 TЛ. В силу этого при выходе из банка долг этого человека составляет миллион долларов, но в кармане у него имеется только 900.000 долларов, соответствующих 1.350.000 TЛ. Управление (по делам религии), скорее всего, не последует и этому мнению…
…В оценке этой ситуации в литературе О. Чекер так комментирует мнение А. Ямана:
«…В передаче на ТВ вы говорили о мнении большинства. Полностью согласен с вами. И по нашему мнению, источником всех заблуждений являются то отклонение от истины (в плане некритического следования традиции. – Ред.), о которой говорите вы…» [20].
4. Понятие процента в традиции
Наши представления о проценте
В литературе можно встретить такое мнение о проценте (А. Яман):
«Коран запрещает рибу открытым текстом (см. 3/130). Запрещаемая Кораном риба – это многократно увеличенный процент, что является горьким выражением эксплуатации. В современной экономике процент в корне отличается от рибы в Коране. В аяте Корана имеется в виду процент от проституции и ростовщичества. В силу этого на современный банковский процент нельзя смотреть с сомнением».
Но в аяте говорится не об основной сумме, а о возрастании процента путем его умножения (складывания). В нашей книге «Торговля и процент» (2007) аят приводится в такой редакции:
«О мумины! Не поедайте умножающийся процент. Бойтесь Аллаха, может вы достигнете желанного» (3/130).
Затем мы приводим такое разъяснение:
«Умножение (самоумножение) процента является его особенностью. 10-ти процентный долг, когда он прибавляется к основному, на второй год составляет уже 21%, на третий – 33% и т. д. Со временем этот процент начинает превосходить основную сумму» [21].
Применительно к проценту не существует понятия «большой и малый проценты»: «В аяте говорится так: «…Если вы отвратитесь (покаетесь), то основная сумма – ваша» (2/279). В аяте речь идет о возврате основной суммы долга независимо от процентной ставки. Это говорит о категорическом запрете процента» [22].
Мнение, которое формируется вне единства Книги (Корана) и Сунны, не может стать в исламе решением ни одного вопроса. За этим стоит одновременно «священная традиция». От людей зачастую тщательно скрываются отходы от Корана и Сунны в этой традиции.
[1] Статья написана на турецком. Перевод на русский сделан Р.М. Османзаде (д. филос. н.). Он же является и научным редактором перевода.
[2] От редактора. Анализируя аят, А. Байиндир приводит комментарий арабского текста, опущенный нами. Из приведенного им отметим только заключительные строки, в которых говорится о том, что «не стоящий на ложных позициях человек, никогда не станет характеризовать куплю-продажу как процент. Потому аят характеризует таких как следующих за шайтаном и неспособных к здравому суждению».
[3] От редактора. Экономическое содержание этого процесса общеизвестно. Полученная от продажи товара (его данной партии) некая сумма должна окупить все издержки производства – от аренды помещения до оплаты труда и выплаты налогов. И только оставшаяся после этого ее часть является прибылью. А из нее часть пойдет на воспроизводство дела, а часть – на личное потребление… Поскольку речь идет о рыночной экономике, то для нее всегда есть риск «сойти с пути» и обанкротиться. Это всегда надо иметь в виду… А кредитору до всего этого нет никакого дела!.. Он и живет себе спокойно на проценты.
[4] См.: Dârimî, Büyu, 42.
[5] См.: Müslim, Müsâkât 82.
[6] См.: Ebû Davûd, Buyu’, 12.
[7] См.: Ebû Davûd, 14; Nesâî, Büyu, 50.
[8] См.: Tirmizi, Sünen, büyû’ bab 18, hadis no 1231; Tirmizi’ye göre bu hadis hasen ve sahihtir. Abdullah b. Amr, İbn Ömer ve İbn Mes’ud’un da bu konuda rivayetleri vardır. İbn Ömer rivayeti, büyû’ bab 68, hadis no 1309’dadır. Nesaî, Sünen, Büyû’, bab 73, hadis no 4632; Ahmed b. Hanbel, Müsned, II/71, 174, 175, 177, 179, 205. Beyhakî, es-Sünenu’l-kubrâ, hadis no 10660, 10661 (от Ebu Hureyre), 10662 (от Abdullah b. Amri), 11172 (от İbn Ömer).
[9] См.: Ebu Davud, Sünen, Büyû’ bab 55, hadis no 3461; Muhammed b. Hibban (ö. 354 h.) Sahih-i İbn Hibban, Beyrut 1993/1414, ikinci baskı, Şuayb el-Arnaut tahkikiyle, c. 11, s. 348; Ahmed b. el-Huseyn el-Beyhakî (384/458 h.), Sünenu’l-Beyhakî el-Kubrâ, Mekke, 1994/1414, Tahkik; Muhammed Abdulkadir Ata, 1992/1413 Beyhakî 10661 riba kaydı yok, Beyrut, c. 5, s. 343; Muhammed b. Abdullah el-Neysâbûrî (321/405 h.) el-Müstedrek ale’s-sahihayn, Tahkik; Muhammed Abdulkadir Ata, hadis № 2292, Beyrut 1990/1411.
[10] По этим хадисам см.: Abdulaziz BAYINDIR, Ticaret ve Faiz, İstanbul 2007, s. 68. (Bir Safkada İki Safka Yasağı).
[11] См.: Ömer Lutfi Barkan ve Ekrem Hakkı Ayverdi, İstanbul Vakıfları Tahrir Defteri 953 (1546) Tarihli, İstanbul 1970, s. XXX, 41 numaralı dipnot.
[12] См.: İsmail KURT, Para Vakıfları, İstanbul l996, s. l69 (в конце книги приводится перечень денежных Фондов в Стамбуле).
[13] См.: Ali Haydar, Dürer’ül-hükkâm şerhü Mecellet’il-ahkâm, İstanbul 1330, c. IV, s. 696-700.
[14] По вопросу о махинациях в процентной системе см.: Abdulaziz BAYINDIR, Ticaret ve Faiz, s. 218 vd.
[15] См.: İbn Kudâme, Abdullah b. Ahmed (ö. 620 h.) el-Muğnî, Beyrut, 1404/1984, c. IV, s. 138.
[16] См.: İbn Rüşd, Muhammed b. Ahmed, (ö. 520/1126) Mukaddimât (el-Müdevvenetü’l-Kübrâ ile birlikte), Matbaa-i Hayriyye, 1324, c. III, s. 49-51.
[17] См.: İbn Hacer el-Heysemî, Havâşî eş-Şirvânî ve İbn Kâsım el-Abbâdî alâ Tuhfeti’l-muhtâc bi şerhi’l-minhâc, İstanbul tarihsiz, c. IV, s. 272-278.
[18] См.: İbn Hacer, a.g.e. IV, s. 279; Ali el-’Adevî, Hâşiye ‘ale’l-Haraşî alâ muhtasar-i Seydi Halil, Beyrut, c. V, s. 56. İmam Malik’in görüşü farklıdır, o, para olarak kullanılan her şeyi para sayar.
[19] От редактора. Приведенное масхабам Шафии и Малики понимание процента как денег или процента в способности нести качество денег и выполнять их функцию, – является некорректным.
1. Во-первых, процент – это не функция денег, а сами эти деньги. Ведь процент – это всегда прирост денег за то время, которое они находятся в руках должника. 2. Во-вторыых, процент, простите, не имеет никакого отншения… к деньгам (?!). «К тем из них», которые используются в качестве всеобщего эквивалента стоимости. Если сказать это правильно, то следует сказать так, что процент не имеет никакого отношения к такому явлению, как всеобщий экввалента стоимости. Процент – это, простите, процент, а всеобщий эквивалент – всеобщий эквивалент. А различие между ними в том, что процент – это, повторим, рост в долге, а эквивалент это явление, имеющее место при обмене товаров (на рынке или по рыночным принципам). То есть – это товар, на который можно обменять некоторые другие товары с тем, чтобы обменять затем его (эквивалент) на другой товар из данной группы товаров. К примеру, пшеница является эвивалентом при обмене товаров, когда группа товаров обменивается на пшеницу, а сама пшеница, в свою очередь, обменивается на все товары в данной группе. Исторически обмен развивался на принципах от группового эквивалента ко всеобщему. Таким всеобщим эквивалентом в итоге стали деньги. В качестве металлических денег, возникших в глубокой древности, и поныне практикуются золото и серебро. Со временем возникли и бумажные деньги. В современном обществе они особенно распространены. Бумажные деньги являются «головной болью» для своего хранителя и пользователя. Они могут «гореть в огне», «тонуть в воде», обесцениваться при революциях, кризисах и прочих социальных неурядицах… И могут даже валяться под ногами, являя собой пример своего ничтожества. С золотом такого не случается. И мы вправе быть уважительными к нему…
А теперь еще раз можно спросить себя о том, что общего между деньгами, простите, и процентом. Только то ли, что «за процент надо доплачивать деньгами»? А что еще?..
[21] См.: A. BAYINDIR, Ticaret ve Faiz, s. 41.
[22] См.: A. BAYINDIR, a.g.e. s. 74.
Свежие комментарии