Имам аш-Шафии и его понимание мудрости (хикмата)
А. Баиндир,
проф., др. богосл. н.
Предисловие
Мудрость – это одна из основных идей (понятий) в Коране и Исламе. Аллах в суре Энам (6), с 83-го по 86-ой аяты, перечисляет 18 имен посланников, начиная с Нуха (Ноя) и до Исы (Иисуса) [1]. И говорит так:
«Всех их мы превознесли над мирами. А также некоторых из их отцов, потомков и братьев. Мы избрали их и повели прямым путем» (6/86-87).
Эта цепочка длится от праотца Адама до Мухаммеда (мир им).
Указывая на это, Аллах говорит так:
«Это те, кому мы даровали Писание, мудрость и посланничество» (6/89).
Аллах даровал Писание и мудрость (хикмат), а само Писание привел с включением в него и своих предписаний (хукмов). И оценил это теперь через призму посланников. Говорит так:
«Вот Аллах взял завет с посланников: «Я одарю вас Писанием и мудростью. Если же после этого к вам явится Посланник, подтверждающий истинность того, что есть у вас, то вы непременно уверуйте в него и помогите ему». Он сказал: «Согласны ли вы и принимаете ли Мой завет? [2]». Они ответили: «Согласны». Он сказал: «Будьте же свидетелями и Я буду свидетельствовать вместе с вами» (3/81).
Слова «хукм» (الْحُكْم) (закон) и «хикмат» (الحكْمَة) (мудрость) являются отглагольными именами существительными. «Хукм» (закон) может быть как верным, так и неверным. А хикмат, это (مصدر للنوع) отглагольное имя существительное, которое разделяется на виды и означает «выносить верное решение (закон)».
Например, существуют аяты о таких решениях, вынесенных посланниками:
«Люди были одной общиной, и Аллах направил посланников вестниками и увещевателями. Ниспослал с ними Писание. Чтобы рассудить между людьми по истине в том, в чем они разошлись» (2/213).
А те, кто действовали не по Книге – Слову Аллаха, те сошли с пути. Аллах говорит так:
«Мы ниспослали Тору, в которой содержится верное руководство и свет. Покорившиеся посланники выносили по ней решения для исповедующих иудаизм. Раввины и первосвященники поступали таким же образом в соответствии с тем, что им было поручено сохранить из Писания Аллаха. Они свидетельствовали о нем. Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня. Не продавайте Мои аяты за малую цену [3]. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими.
Мы предписали им в ней (в Торе): душа – за душу, око – за око, нос – за нос, ухо – за ухо, зуб – за зуб, а за раны – возмездие. Но если кто-нибудь откажется от возмездия, то это станет для него искуплением. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются беззаконниками» (5/44-45).
«Пусть люди Евангелия (Благовестия) судят согласно тому, что Аллах ниспослал в нем. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами» (5/47).
Аллах предписал своему Посланнику (сас) следующее:
«Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах. Не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов.
Воистину, многие люди являются нечестивцами. Неужели они ищут суда времен невежества (джахилийи) [4]? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» (5/49-50).
В заключении можно сказать так, что перед посланниками стояла задача использовать на практике аяты Аллаха и донести их до людей в их собственном, так сказать, качестве, т.е. без внесения в них изменений со своей стороны.
Исследование нами учения Имама Шафии привело нас к выводу о том, что он был одним из первых исламских ученых-правоведов, коснувшихся темы мудрости (хикмата). Он является единственным, кто нашел связь между Сунной и мудростью (хикматом), о которой Аллах говорит в Коране. Постараемся рассмотреть в этой связи его понимание мудрости [5].
[1] В аяте имена посланников перечисляются в седующей последовательности: Ибрагим, Исхак, Якуб, Нух, Давуд, Сулейман, Айююб, Юсуф, Муса, Харун, Закария, Яхья, Иса, Ильяс, Исмаил, Эльеса, Юнус и Лют (мир им).
[2] Слово «иср» (الاصر) означает завязать что-либо или насильно припятствовать. В Коране это слово несет в себе смысл того, что предыдущие народы были обязанны верить последующему посланнику. А те, которые верят в последнего Посланника, на них нет этой ответственности. Аллах говорит так: «(Я предпишу милость для тех), которые последуют за посланником, умми посланником, запись (весть) о котором они найдут в Торе и Евангелии. Он повелит им совершать одобряемое и запретит им – предосудительное. Освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (7/157).
С приходом последнего Посланника (сас), Аллах говорит: «Мухаммед, не является отцом кого-либо из ваших мужей, но он является посланником и последним из наби» (33/40). По этой причине с Мухаммеда Аллах не взял этого слова (завета). А для того, чтобы умма Мухаммеда (сас) не забывала, что на них нет этой ответственности, как на предыдущих народах, они совершают следующий дуа (молитву): «Господь наш! Не возлагай на нас тяготы, как Ты возложил их на тех, кто был прежде нас» (2/286).
[3] Слово «калиля» (قَلِيل) имеет два смысла. 1) малое, малость, 2) проходящее (خلاف الاستقرارِ). (см. дополнительно: Mu’cemu mekâyîs’ul-luğa, Ahmed b. Faris b. Zekeriya, Beyrut, без даты).
[4] Смысл аята заключается в том, что кроме решения (закона) Аллаха, другие решения считаются недействительными и являются решениями джахилийи.
[5] Статья написана на турецком. Перевод на русский сделан Р.А. Васиповым (научный сотрудник Фонда Сулеймания). Р.М. Османзаде (д. филос. н.) (научный редактор перевода).
Свежие комментарии