Намаз в Коране
Наш читатель (Аббас) задал нам вопрос о намазе и его временах, но сделал это в форме исследования. Мы приводим это исследование, а вслед за ним приводим наше понимание вопроса.
1. Исследование от читателя
Меня интересует тема о намазе, которая проходит в Коране. Для того, чтобы понять материал, я изучил аяты Корана и публикации на эту тему, как на вашем сайте, так и на других. Так вот, в Коране слово намаз выражается словом «салят». Одним из значений этого слова является понятие «связь», что означает связь между служителем и его Создателем, то есть – салят (намаз). Оно в сочетании со словом «икамат» (совершать), употребляется шиитами. И имеет такое же значение «икаматус салят» (совершать намаз)… Выражение «салятуль фаджр» (утренний намаз) проходит в 58-м аяте суры Нур. «Фаджр» указывает на зарю, то есть первые лучи солнца, появляющиеся в ночной тьме. Этот временной промежуток длится до восхода Солнца. Например, временные границы этого намаза четко устанавливаются в 114-м аяте суры Худ (11). Аллах говорит так:
«Выстаивайте (совершайте) молитву в обоих концах дня и в ранние часы прихода и ухода ночи. Ведь, истинно, дела благие приносят избавление от дел дурных» (11/114).
В арабском языке слово «нахар» – это день, а «лейл» – ночь. А выражение «тарафейин-нахари» означает два конца дня. Слово «тараф» означает конец или внешний конец, присоединяемый к чему-либо. Оно употребляется и в других аятах Корана, в том же значении. Если принять за один конец или вернее за начало дня восход Солнца, а завершением дня считать его заход, то это означает, что намаз должен совершаться два раза в день, утром, перед восходом Солнца, и вечером, после его захода. Для более точного понимания этих слов в Коране употреблено также выражение «зуляфан миналь-лейли», которое подчеркивает время ночи, близкое ко дню, то есть к восходу.
Таким образом утренний намаз упоминается с этим названием в 58-м аяте суры Нур. Название «утренний намаз» определяет также и время его совершения. Кроме того, в 114-м аяте суры Худ определяется и время совершения утреннего намаза. Кораническое название утреннего намаза «салят-уль-фаджр». Это время начинается с первыми лучами дня, рассекающими ночь и заканчивается с началом дня, то есть с восходом Солнца.
Вечерний намаз (иша). Название «иша» упоминает в 58-м аяте Суры Нур. В словаре значение слова «иша» определяет время от захода Солнца до наступления темноты. То есть то значение, которое мы определяем словом «вечер». В 76-м аяте суры Юсуф и 46-м аяте суры Назиат также встречается это слово «иша». В двух других аятах, где также упоминается слово «иша», означающее вечер, те же самые переводчики Корана переводят его уже не как «вечерний – иша», а как «ятсы намаз». То есть как молитва, совершаемая ночью, перед сном. Подобные искажения смыслов, по всей видимости, являются следствием влияния мазхабов. Потому что это искажение слова Корана «иша», означающего вечер и превращение его в «ятсы намаз» формирует у всех представление, что «ночной намаз» (тахаджуд) также является фардом (обязательным). Тогда как в Коране нет ни слова о ночном намазе (это неверно. – Ред.). Может быть единственное объяснение, оправдывающее переводчиков Корана и избавляющее их от обвинения в искажении Божественного текста, это объяснение, что слово «ятсы», происходящее от тюркского корня и означающее «ложиться спать», приводится в переводах Корана для выражения вечернего намаза – иша, указывающего на последний обязательный намаз перед сном. Это пояснение можно считать допустимым. Поскольку в аяте есть указание на допустимость подобного толкования:
«О, те, которые уверовали! Пусть просят разрешения у вас те, которыми овладели ваши десницы и те, которые не достигли зрелости в трех случаях: до рассветной молитвы, когда вы снимаете одежду в полдень и после молитвы вечерней. Это три времени вашей наготы» (24/58).
Если рассуждать логически, то человеку, который пришел из мечети после совершения вечернего намаза, нет больше необходимости идти на намаз, поэтому он переодевается в домашние одежды. Таким образом, если следовать этой логике, то, действительно, вечерний намаз и есть тот намаз, который совершается последним в течении дня. И если кто-то утверждает, что слово «иша», означающее вечер в сочетании со словом намаз означает не вечерний намаз, а намаз ночной, то есть тот, который, якобы, следует совершать перед сном, то налицо явное заблуждение и искажение смысла слова «иша». В этом аяте содержится ясное указание на обязательность вечернего намаза.
В словаре смысловое значение слова «иша» имеет только одно значение, а это – временной промежуток от захода Солнца до наступления темноты…
А 114-й аят суры Худ, в котором содержится повествование о времени вечернего намаза, сообщает также и об утреннем намазе. Два намаза, совершаемые в двух конца дня – это утренний намаз и симметричный ему вечерний. Время вечернего намаза – сразу после захода Солнца. Об этом говорится в аяте (см.: 17/78).
Наступление темноты означает окончание вечера. С исчезновением проблесков солнечного света и наступлением полной темноты время для совершения вечернего намаза заканчивается. В таком случае выражение – «когда Солнце клонится к мраку ночи», означает полный заход Солнца. Следовательно, время от начала захода Солнца до его полного исчезновения за горизонтом и определяется временем совершения вечернего салята. Примечательно, что в продолжении этого аята, упоминающего о вечернем намазе, подчеркивается и время утреннего. Но в данном аяте говорится не об утреннем намазе, а о чтении Корана утром (это неверно. – Ред.). Следовательно, утром, кроме намаза, следует читать еще и Коран. Аллах уделяет особое внимание чтению Корана наряду с совершением утреннего намаза…
Из приведенного анализа ясно видно, что в Коране упоминаются только два обязательных намаза – утренний и вечерний. Кроме того, сами названия этих намазов в Коране четко определяют временные границы для их совершения. Кроме того, есть и дополнительные пояснения о времени утреннего и вечернего намазов. А также в 58-м аяте суры Нур есть указание, что утренний намаз является первым намазом в начале дня, а вечерний является последним в конце дня.
Послеполуденный намаз (аср). В качестве доказательства обязательности аср намаза, как правило, приводят 238-й аят суры Бакара.
«Будьте внимательны к совершению намаза, и (особенно) средней молитвы» (2/238).
В Коране больше нет ни одного аята, из которого мы могли бы вывести время, предписанное для совершения намаза, кроме приведенных ранее аятов об утреннем и вечернем намазах. Значит, предписанное Аллахом время совершения намазов мы должны искать в этих приведенных аятах…
Намаз в начале дня – это утренний намаз, а в конце дня – это вечерний. Следовательно, время среднего намаза должно быть между этими двумя. Если принять во внимание, что в культурах всех народов день начинается с восходом Солнца, а заканчивается с закатом, и что ночь сотворена для нашего отдыха, а 79-й аят суры Исра обращен только к Посланнику Мухаммеду, то мы можем заключить, что срединный (средний) намаз должен совершаться между утренним и вечерним. То есть в промежутке дня. Также можно принять во внимание мнение тех, кто считает, что арабское значение слова «вуста» (средний) указывает ровно на середину дня, то есть на полдень, как на время совершения намаза. Однако мы вправе отметить, что слово «вуста» не имеет какого-либо ограничения и может означать просто любое время, находящееся между утренним и вечерним намазами. А выражение аята о среднем (аср) намазе может быть как названием салята, так и словом, определяющим его временной период… Я читал ваши исследования и мне кажутся убедительными оба мнения. Если это мнение неверно, то прошу опровергнуть.
2. Исследование от нас (www.koranika.ru)
Мы благодарны, что вы поделились с нами вашими соображениями. Но они дискуссионны. И не со всеми из них можно согласиться…
Так, у каждого из намазов есть свое время и на это указывает следующий аят:
«Воистину, намаз (молитва) предписана верующим в определенное время» (4/103).
Кроме этого, существует достоверный хадис, в котором четко определены времéнные границы каждого из намазов. Потому о намазах следует говорить именно с учетом коранического их определения.
Ибн Аббас передает, что ангел Джабраил к Посланнику Мухаммеду приходил дважды, чтобы показать в какое время совершается каждый из намазов:
«Джабраил у Каабы стал для меня имамом в намазе два раза (дня). В первый раз (день) мы совершили обеденный намаз (зухр). Тогда тень от Солнца была в длинну со шнурок от туфель. Затем мы совершили послеобеденный намаз (аср). Тогда тень от Солнца достигала в полную величину любой вещи (то есть равную себе по размеру). Потом мы совершили вечерний намаз (магриб) с заходом Солнца. Это время, когда постящийся разговляется (делает ифтар). А когда солнечный свет полностью исчез, мы совершили послевечерний намаз (иша). А утренний намаз (фаджр), мы совершили в то время, когда начало светать. А это время называется «фаджри-садик», то есть время, когда постящемуся запрешено есть и пить.
Но когда Джабраил во второй раз (день) стал имамом для меня в намазе, то в этот раз мы совершили обеденный намаз (зухр) тогда, когда каждая вещь имела тень в полную величину. А послеобеденный намаз (аср) тогда, когда каждая вещь имела тень в двойную величину. Затем мы совершили вечерний намаз (магриб) в то же время, как и в первый день. Послевечерний намаз (иша) мы совершили в то время, когда прошла одна/треть ночи. А утренний намаз (фаджр) мы совершили, когда вокруг было всё светло. Затем Джабраил повернулся ко мне и сказал: «О, Мухаммед, это время для совершения намазов. В это время поклонялись и посланники, которые были до тебя. Время совершения намаза – это время между этими двумя временами» (см.: Абу Давуд. Сунан. Намаз, 393; Tирмизи. Мевакит, 1, № 149).
См. по теме дополнительно в рубрике «А. Баиндир. Исследования», исследование на тему «Времена намазов и поста: от экватора до полюсов».
Теги: намаз в Коране, времена намазов, количество намазов.
Опубликовано 10.05.2013
Свежие комментарии