Предрешена ли судьба человека по Корану?
Вопрос: Можно ли сказать, что смысл пребывания человека на земле – это испытание его? Может ли он своими действиями исправить свое будущее или судьба человека уже предрешена? По традиции в исламе судьба человека уже предрешена, а по Корану, если вдуматься, Аллах нас испытывает. Объясните, где правда?
Ответ: Слово Аллаха представлено в Коране для мусульман. А в целом для людей оно представлено во всей системе его ниспослания. Неверное понимание Корана и ниспослания ведет к неверному решению и в вопросе о судьбе человека. Так, если считать всё заранее предопределенным, то теряется всякий смысл усилий человека по управлению им своей жизни, в том числе и в соответствии с предписаниями Корана. Теряется даже смысл самого Корана, который уже ничем не может помочь людям, судьба которых заведомо расписана так или иначе. Так, если человек отступает от веры и даже совершает грех и преступления, но имеет положительную, так сказать, судьбу, то он обходит наказание и устраивается в будущей жизни по «положительной» мере. Другой же, которому расписана «отрицательная» судьба, несмотря на свое следование Корану, оказывается в обратном положении… Понятно, что у Аллаха такого не может быть. Аллах создал человека таким, что его судьба, хотя и поставлена в прямую связь от Него, но на деле зависит от самого человека. Даже по отношению к своему Слову (ниспосланию) Аллах не проявляет насилия. Он дает возможность самому человеку принять свое решение. А за собой оставляет право судить его за его отношение к данному ему ниспосланию. В этом же плане он прощает ему и все ошибки и отступления от его Слова, если человек одумается и покается. Но делать это надо всё вовремя… Если бы всё это было запрограммировано заранее, то человек бы не имел той свободы, которую дал ему Аллах. Он был бы роботом, который действует по вложеннной в него программой. А так как сама она пишется и вкладывается в человеческую систему, то она возвращается обратно к Аллаху в его действиях (человека). То есть получается так, что Аллах видит (имеет) в действиях человека то, что он сам вложил в него, его программу. Потому и ответственным за всё в человеке является, простите, он сам… Так мы приходим в полное противоречие с Кораном. Вернуться к Корану можно только признав свободу человека перед Аллахом и право выбора им своего пути по отношению к ниспосланию. Сюда надо включить и его прощаемость со стороны Аллаха за действия, являющиеся отступлением от его предписаний. В итоге и получится то, что имеется в Коране, что он предписывает и к чему он призывает. А именно: такое отношение Аллаха к человеку, которое зарабатывает перед ним сам человек за свои действия по его предписаниям. За положительное зарабатывает благодарностью и вознаграждением, а за отрицательное – наказанием и осуждением. Но если отвратится и попросит прощения, то всё ему простится и он вернется на путь. И уже после этого, если пожелает, может так и остаться на нем. В этом случае он войдет в положительное направление предписаний или встанет на путь Аллаха. Это путь возблагодарения, поощрения и поддержки человека Аллахом. Это и должен пожелать себе человек разумный, оказавшийся в сфере тяготения Всевышнего Аллаха…
Дополнительно подчеркнем, что вера в предопределение идет с истории. Оно и понятно! Эта вера была одним из столпов (принципов) языческого мышления (идолопоклонничества). Но в вере от Всевышнего Аллаха она просто не нужна! Она не имеет никакого смысла, ибо Аллах изначально дает человеку всю свободу, какую только он требует и даже может потребовать от Него. А языческое мышление имеет другую направленность. И для его целей надо всячески связать, сжать и задавить человека. Этим целям в полной мере соответствует предопределенность судьбы.
Именно потому, что докораническая история Аравии основывалась на идолопоклонничестве, в идеологии мушриков господствовал и принцип предопределенности судьбы. Коран говорит об этом, к примеру, так:
«Многобожники (мушрики) скажут: «Если бы Аллах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не приобщали бы сотоварищей и не запрещали бы ничего». Таким же образом считали лжецами (посланников) те, кто был до них, пока они не вкусили наше наказание. Скажи: «Есть ли у вас какое-либо знание, которое вы можете представить нам? Вы лишь следуете предположениям и лжете».
Скажи: «У Аллаха есть убедительное доказательство. Если бы Он пожелал, то повел бы прямым путем всех вас» (6/148-149).
Как видим, многобожники пытаются сочетать веру в Аллаха с верой в судьбу, что уже противоречит Аллаху и обнуляет всю их веру в Него. А когда они говорят так, что «если бы Аллах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не приобщали бы сотоварищей и не запрещали бы ничего», то они пытаются возложить ответственность за свои действия на Аллаха. Но они не могут сделать этого, поскольку Аллах сделал всё от него зависящее, чтобы люди могли нести ответственность за свои действия сами.
Еще один аспект здесь связан с посланниками. Если бы Аллах задумал изначально дать одним людям одно, а другим – другое, то разве он стал бы направлять в это общество своих посланников? Они призывали всех к одному и тому же – к Книге и предписаниям Аллаха. При изначальном разделении людей на одних и других, просто лишено смысла… С другой стороны, у Аллаха нет и такого намерения, чтобы повести всех людей прямым путем. Если бы оно было, то Он «повел бы прямым путем всех вас» (6/149)… Аллах предложил всем людям через своих посланников единое слово ниспослания именно потому, что Он смотрел на всех людей одними глазами и у него не было на уме никакого предварительного их разделения. Потому Он и стал воздавать людям не по предварительно-надуманному, простите, а по актуально-заслуженному ими. К слову, этот принцип является господствующим и в сознании людей. К примеру: «Что посеешь, то и пожнешь!», «Без труда, не вынуть и рыбки из пруда!» и др.
Именно в силу этих условий пребывание человека на земле оказывается для него своего рода испытанием, которое подготовлено для него Аллахом. Он говорит так:
«Это за то, что приготовили ваши руки. Воистину, Аллах не поступает несправедливо к своим служителям» (3/182) (см.: 3/181).
«Вы непременно будете испытаны своим имуществом и самими собой. И вы непременно услышите от тех, кому было даровано Писание до вас, и от многобожников много неприятных слов. Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то ведь в этих делах (надлежит проявлять) решимость» (3/186).
«Какой бы добрый поступок они не совершили, ничто не будет отвергнуто от них. Аллах знает богобоязненных. Ни имущество, ни дети ничем не помогут перед Аллахом тем, которые не уверовали…» (3/115-116).
См. дополнительно на линках:https://www.youtube.com/watch?v=Sa1l4kumvgQ,
http://www.koranika.ru/?p=2688,
http://www.koranika.ru/?p=2734,
http://www.koranika.ru/?p=4110.
Теги: предрешена ли судьба человека по Корану, пребывание человека на земле оказывается для него своего рода испытанием, 3/115-116,181-182, 186, 6/148-149.
Опубликовано 07.05.2013
Свежие комментарии