Кораника
Какова функция имама мечети (муллы)?

Какова функция имама мечети (муллы)?

Какова функция имама мечети (муллы)?

Хаджи: При последнем нашем разговоре с вами, вы сказали, что каждый мусульманин обязан изучать и понимать Коран, а при надобности должен его объяснять людям. Поэтому хотел бы у вас спросить, зачем тогда нужны имамы в мечетях, если это будут делать все люди? 

Ходжа: Отвечу вам так. Надобность в имамах состоит в следующем: «Они обязаны доносить и объяснять людям Коран без сочинительства и чудо- и мифо-творчества»… 

Возвращаясь к вопросу, уточним, что обязанностью Мухаммеда (сас) было донести до людей Слово Аллаха. Ибо эта обязанность (миссия) была у всех посланников. Поэтому здесь встает вопрос, как донести это послание до людей без единого его изменения. Аллах указывает в Коране, что Мухаммед (сас) говорит только по ниспосланию. А это значит, что он говорит без единого вмешательства в Слово Аллаха. Аллах говорит так: 

«О, Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от твоего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь его ниспослание» (5/67). 

Посланник выполнил свою задачу и донес до нас Коран в том его виде, в каком получил его от ниспосылающего его Аллаха.. Теперь эта задача лежит на всех уверовавших. 

Хаджи: Да, вы правы… Но у меня к вам имеется следующий вопрос. Как вы считаете: существуют ли другие пути донесения Корана людям, кроме того, который указал нам Посланник? 

Ходжа: Конечно, существуют… Но хотел бы подчеркнуть, что это очень ответственное задание. Ибо, кто донесет до людей Слово Аллаха без сочинительства и изменений, тот получит награду в этой жизни и в будущей. 

Хаджи: В соответствии с вашими словами, можно сказать, что основная работа имамов – это правильное донесение до людей смысла Корана. Правильно ли я вас понял? 

Ходжа: Да, верно, это так. Наша основная задача – это донести до сознания людей правильный смысл Корана. Выполняя это, мы должны не забывать о том, что эта работа была задачей всех посланников. А после них – это уже задача самого человека в лице ученых. Аллах говорит так: 

«Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Посланника из них самих, который читает им его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении» (3/164). 

Хаджи: Позвольте спросить, каким образом Посланник (сас) обучал людей Корану? Были ли тогда какие-либо учебные заведения, кроме как «Суффа», которая находилась в Медине. 

Ходжа: Да, это так. Но Посланник (сас) начал обучение Корану еще в Мекке. Каждую ночь верующие собирались в разных домах и он обучал их Корану и его мудрости. Аллах говорит так: 

«О, закутавшийся! За исключением малой части ночи, проводи остальную часть в бодрстве. Или половину или меньше половины или больше этого, простаивай на ногах (в намазе), а Коран читай медленно и разборчиво. Потому, что мы возложим на тебя тяжелую работу (ниспошлем весомые слова). Воистину, днем ты бываешь подолгу занят. И поминай имя Господа твоего и полностью посвяти себя ему. Будь терпелив тому, что они говорят и (уходя) расставайся с ними наилучшими словами» (73/1-5, 7-8, 10). 

В приведенном аяте может показаться, что обращение направлено только Посланнику, но в 20-ом аяте этой же суры мы видим, что это обращение охватывает всех верующих. Аллах говорит: 

«Воистину, твой Господь знает, что ты и часть людей с тобой бодрствуют (на молитве и читая Коран) не менее двух третей ночи или половину или треть ее. Воистину, это Аллах определяет меру дня и ночи. Он знает, что вам тяжело и принимает ваши покаяния. Читайте же из Корана то, что не будет трудным для вас. Он знает, что среди вас будут больные, и что одни странствуют по земле в поисках милости Аллаха, а другие сражаются на пути Аллаха… Читайте же из него (Корана) то, что не затрудняет вас» (73/20).

Ибн Аббас (ра) передает, что этот аят был ниспослан в Медине. Следовательно, этим аятом Аллах снимает с Посланника обязанность обучения людей Корану ночью. Значит, если этот аят был ниспослан в Медине, то в Мекке обучение Корану ночью велось 13 лет. Получается, что по смыслу аята (73/20) читать Коран можно уже в любое удобное нам время суток. 

Хаджи: Поверьте, я первый раз слышу такое убеждение (утверждение). 

Ходжа: Естественно, об этом ведь никто так открыто не говорил. А ошибочное толкование Корана стало началом неправильного понимания аятов и всей системы и методики понимания Корана. Приведем пример из Корана в переводе нашего известного богослова Сулеймана Атеша:

«О, закутавшийся! Вставай по ночам и молись. В середине ночи (проснись) или чуть меньше того или чуть больше того и читай Коран размеренным чтением» (73/1-4). 

Хаджи: Действительно, смысл поменялся.   

Ходжа: Я думаю, что наш этот разговор и предыдущий, можно оценить так: «Изучать Коран и понимать его смысл – обязанность каждого уверовавшего мусульманина. Поэтому мы должны изучать Коран так, чтобы могли объяснить его в требуемой ему форме (методике). Вот, в принципе, таким образом и можно донести Коран до людей».

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.