Кораника
Отношение к науке основателей мазхабов

Отношение к науке основателей мазхабов

Отношение к науке основателей мазхабов

Вопрос: Каким было отношение к науке основателей четырех мазхабов? Какие рекомендации они оставили после себя? Ведь наука постоянно развивается. Можно ли сегодня применять ту интерпретацию (комментарий) аятов,  которая была дана мазхабами в свое время?

Ответ: На этот вопрос ответим так, как на него ответили сами имамы мазхабов. А они основывают свою позицию, по большей части, на хадисах.

Абу Ханифа и его мнение по этому поводу:

1. Если хадис достоверный, то он является моим мазхабом (убеждением).

2. Если вы не знаете источника к приведенной фетве, то никому непозволительно (нежелательно) использовать на практике наши фетвы.

3. Тот, кто не знает доказательств моих доводов, не имеет права давать использовать их в качестве доводов при других фетвах.

4. Потому, что мы люди. Сегодня скажем одно слово, а завтра можем отказаться от него.

5. Предупреждаю тебя, о, Якуб (Абу Юсуф)! Не пиши всё то, что слышишь от меня. Ибо я сегодня могу высказать какое-либо решение, а завтра могу от него отказаться. И завтра может повториться тоже самое.

6. Если вы найдете в моих решениях и доводах то, что противоречит Корану и Сунне, откажитесь от них. 

Имам Малик бин Анас и его мнение по этому поводу: 

1. Я всего лишь человек. Бывает, что я постигаю истину, а бывает такое, что и ошибаюсь. Смотрите на мои решения и доказательства. Если они не противоречят Корану и Сунне, используйте, а иначе оставьте.

2. Кроме слов Посланника (сас), можно как принять чьи-либо слова, так и отказаться от них. Ибо слова Посланника не входят в эту категорию. 

Имам аш-Шафии и его мнение по этому поводу: 

1. Нельзя утверждать, что Сунна Посланника (сас) полностью дошла до каждого человека. Если в моих решениях и фетвах найдете то, что противоречит Сунне – оставьте. Только хадис от Посланника (сас) является/остается моим решением.

2. Исламские ученые пришли к мнению, что если, после того, как Сунна Посланника будет придельно ясна и открыта, принимать чье-либо слово/решение и не использовать хадис, будет считаться большой несправедливостью к Посланнику.

3. Если в моих произведениях/книгах найдете то, что противоречит Сунне, оставьте это и практикуйтесь только по Сунне. Действуйте только по Сунне и не по чьему-либо слову/решению.

4. Если хадис будет достоверным, тогда он является моим мазхабом.

5. Если со стороны хадисологов против моего решения будет приведен достоверный хадис, знайте, что я «за» приведенный хадис и от своего решения, и при жизни и после смерти, отказываюсь.

6. Если мое решение/фетва будет открыто противоречить достоверному хадису, знайте, что я был «не в своем уме».

7. Оставьте все мои решения, если увидете, что они противоречят хадисам Посланника (сас)… Не подражайте мне и не следуйте за мной (за моим решением).

8. Если даже вы не услышали от меня (хадиса) или видите, что я не привожу какой-либо хадис, знайте, что я стою за всеми хадисами от Посланника и они являются моим решением. 

Ахмед бин Ханбел и его мнение по этому поводу: 

1. Не подражайте/копируйте меня. Не подражайте Малику, Ханифе, Шафии, Эвзаи и Саври. Ты тоже можешь получить то знание, из того же источника, из которого и они получили его. Не подражай в вере никому из них. Используй в практике то, что тебе пришло от Посланника и его сподвижников. А в отношении последующих «табиинов» человек сам вправе выбирать, действовать ли ему по их решению или нет.

2. Подчинение (по вопросам религии) должно быть тому, что пришло от Посланника (сас) и его сподвижников. А подчинение последующим «табиинам», является свободным и личным выбором каждого мусульманина.

3. Мнения Малики, Ханефи, Шафии, Эвзаи и Саври – это лишь их мнения. По мне, их решения – это всего лишь их мнения, и они все одинаковы. Доказательство находится лишь в хадисах.

4. А тот, кто не примет хадис от Посланника (сас), тот подошел к порогу уничтожения. 

Как видим, это слова ученых, которые рекомендуют действовать по Сунне и предлагают не идти слепо и подражать всему тому, что выдается за веру и Сунну. И говорят они об этом открыто и ясно. Но как вы уже заметили, никто из них не говорит о Коране. Никто не приводит в доказательство Коран. Ученые того времени были убеждены, что Посланник в своей достоверной Сунне полностью и целиком растолковал Коран. Возможно, из-за этого они ссылались только на Сунну Посланника. Поэтому такое положение дает нам основание считать, что любой хадис от Посланника (сас) должен соответствовать по теме смыслу того или иного аята. Но если этого соответствия не будет, значит эти хадисы можно отнести к сомнительным c соответствующим к ним подходом в комментировании Корана. 

Теги: отношение к науке основателей мазхабов, ответим так, как на него ответили сами имамы, они основывают свою позицию, ученые того времени были убеждены, что Посланник (сас).

Опубликовано 29.04.2013

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.