КОРАН И ПОНЯТИЕ РЕЛИГИЯ (продолж.)
* * *
Итак, в подходе к вопросу об отношении и связи веры и науки сложились разные мнения, но объективное положение вещей требует оценивать веру не по мнению от людей, а по тому, что и как говорит об этом Всевышний (Бог, Аллах), т.е. оценивать ее по первоисточнику, по его ниспосланию людям.
Особой категорией коранических исследований может стать само понятие «религии (веры) (в Коране «дин»), поскольку оно идет от Аллаха и несет в себе смысл его Учения (Слова). Корень слова «религия» (в понятии дин) и слова «долг» – «d-y-n» (дейн) является одинаковым. Это позволяет провести параллель между «дином» и «дейном», религией и долгом. Так, долг подлежит оплате. И точно так же «оплате» подлежит и Слово Всевышнего, предложенное им человеку в ниспослании ему. И оплачивается оно так, как об этом говорит ниспослание…
Всё имеет свою меру. Имеют ее, естественно, и долговые отношения. Аллах предлагает записывать долг с определением его срока (2/282). «Срок» для долга – это срок его оплаты. И Слово Аллаха, ниспосланное человеку, имеет свой срок. Аллах спросит за него в положенный день и час.
Все свои отношения с человеком Аллах подчинил мере, а потому каждый знает, за что и как Аллах будет спрашивать с него в день расчета (судный день). А что касается самих этих отношений, то их смысл направлен на то, чтобы поддержать человека и помочь ему на направлении ниспослания. Ибо все его рекомендации формулируются во благо и на пользу человека…
Мера есть всеобщий принцип в мире. Она неизменна для вещи и действует всегда одним и тем же образом при одних и тех же условиях. Потому она есть необходимость и закон (логос). В Коране этот момент проходит в понимании религии (веры) как фытрата (30/30).
Действующий по фытрату Всевышний Аллах создает человека и мир. И всё в нем после этого оказывается подчиненным этому принципу. Человеку остается только понять это и следовать ему. Об этом, собственно, и весь Коран.
Важно понять, подчеркнем это, что у истоков в мире и в жизни человека стоит Всевышний. Он есть постоянно пребывающая субстанция бытия. И есть сегодня также, как и в период ниспослания. А в перспективе есть еще и судный (расчетный) день.
Понимание всего этого должно настроить человека на объективное познание религиии (веры). Это познание сегодня есть познание по методу науки. Если уйти от этого метода и начать практиковать любой другой, то ниспослание останется за пределами его объективного понимания и растворится в чудесах, мифах и произволе субъективного мышления. Будет нарушена вся связь, выстроенная Всевышним в понимании его Слова (ниспослания) от «дейна» до «фытрата».
Продолж. следует
Свежие комментарии