Кораника
Религия (дин) от Аллаха – это Ислам

Религия (дин) от Аллаха – это Ислам

КОРАН И ПОНЯТИЕ РЕЛИГИЯ (продолж.)

Религия (дин) от Аллаха – это Ислам

В Коране говорится о том, что у Аллаха религия (дин) – это Ислам (см.: 3/19). А еще говорится о том, что уверовавших в религию Аллаха (муминов) называли во всей истории, во все времена, мусульманами. А об Ибрагиме, к примеру, о котором порой спорят по вопросу о его религии, говорится так: «Ибрагим не был ни иудеем, ни христианином. Он был настоящим мусульманином. И не был он из мушриков (идолопоклонников). Самый близкий к Ибрагиму из людей – это те, кто следуют (соответствуют) ему. Этот Посланник (Мухаммед) и уверовавшие. Аллах является другом уверовавших» (см.: 3/67-68).

В словах «ислам» и «мусульманин» корнем слова является глагол «эслеме» (ﺍسلم) – предаться (покориться, сдаться). Глагол характеризует и ситуацию на войне (покориться победителю). Но в Коране имеет значение «покориться (предаться) Аллаху» (см.: 2/112, 31/22). Глагол проходит и в аяте, в котором говорится о том, что те, кто на небесах и на земле покорились (предались) Аллаху по своей воле или силой (см.: 3/83). Далее говорится о том, что никакая религия (дин) не может быть принята за пределами религии (дина) Аллаха (3/85). И, наконец, еще аят, который «завершает» тему на поэтической ноте. Аллах говорит так: «Кто может быть более прекрасным в вере, чем тот, кто, будучи правым в своих делах, предался Аллаху и подчинился (покорился) вере Ибрагима, в которой Аллах понимается как единый (единственный) (Бог)?» (4/125).

У преданности Аллаху есть свои условия и особенности. Она не может быть механической и декларативной. Не может быть поклонением ради поклонения. Некоторые люди говорят о том, что они поклоняются Аллаху только потому, что Аллах предписал это. Аллах осуждает эту позицию (49/14). Поклонение должно быть искренним, от души, с истинной верой в Аллаха. И всю помощь надо просить у него и с надеждой на него. Никакие посредники или «боги», которых на деле не существует, не могут входить в это отношение человека к Богу (Аллаху).

С выполнением этих условий человек получает возможность встать на путь Аллаха (39/22). Это тот единственный путь, который Аллах предлагает человеку. Вся поддержка Аллаха человеку реализуется на этом пути. На нем же он находит и те блага, которые являются вознаграждением ему за разум и понимание Аллаха в Его величии, в том числе и в Его отношении к человеку. А что касается тех, которые после приглашения их Аллахом на свой путь и создания для них всех условий, делают вид, что не замечают Бога, или начинают отрицать Его, строя свои доводы на положениях, к Аллаху отношения не имеющих и надуманных, или скрывают и искажают ниспосланное им, то их Аллах осуждает во всем Коране [1]. И говорит, к примеру, так: «Скрывающие ниспосланные Нами откровенные доказательства и путь истины, – после того, как (Мы) совершенно открыто указали на них людям в Книге, – их проклянет Аллах и проклянут проклинающие» (2/159).

* * *

Если теперь обобщить положение о религии (вере) Аллаха как Ислам, то суть его формулируется сама собой уже приведенными соображениями. Аллах говорит о том, что (1) «религия (дин) у него – это Ислам», что (2) «никакая религия не может быть принята (у него) за пределами религии (дина) Аллаха», т.е. своей религии. И, наконец, (3) Аллах говорит «о прекрасной вере», сама которая прекрасна потому, что она объективна и истинна. А таковой она является потому, что есть вера в единого Бога. Этим Богом является сам Аллах… Всё это и интегрировано в понятие «религии (веры) Аллаха». И это понятие определено как «Ислам», потому, чтобы понять, что такое Ислам и как он выражает собой религию Аллаха, надо теперь совершить движение в обратном направлении и открыть содержание Ислама в его конкретном выражении и по каждому конкретному аяту. Так мы приходим к Книге ниспослания Ислама – Корану, в которой всё это конкретное содержание приводится в своей непосредственности, в формулировке от самого Всевышнего Аллаха…

 Для полноты и объективности суждения о теме ниспослания и религии (вере) Всевышнего надо обязательно указать и на другие Его ниспослания. В данном случае для нас важно указать на ниспослания иудеям и христианам. Коран и Ислам продолжают ту линию в ниспослании, которая непосредственно восходит к этим источникам знания и веры [2]

Продолж. следует


[1] Один пример: «Кто может быть более несправедливым, чем тот, кто измышляет ложь, будучи призываемым к Исламу?! Аллах не направит на верный путь сообщество несправедливых» (61/7).

[2] См.: 3/64, 7/157, 42/13 и др.   Мотив о связи Корана с ниспосланиями иудеям и христианам проходит, подчеркнем,  через всё его содержание.  

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.