Кораника
Религия (дин) как преданность и повиновение

Религия (дин) как преданность и повиновение

КОРАН И ПОНЯТИЕ РЕЛИГИЯ (продолж.)

  Религия (дин) как преданность и повиновение 

В приведенных выше определениях религии, как фытрата, меры, закона, при характеристике ее самой как «дин» в кораническом ее написании (словоупотреблении), напомним, речь идет не о чем ином, как о том, что дано Аллахом в долг человеку и за что он спросит с него в свое время. А поскольку «спросит», поскольку долг подлежит возвращению, то и отношение к нему должно быть соответствующим. Всевышний Аллах говорит и о том, каким оно должно быть. А после этого дает ему в руки и всё необходимое для успеха на своем пути. Но даже после всего этого выясняется, что только части людей удается вернуть свой долг Аллаху. Другая не справляется с этим.

В долг на деле дано Слово Аллаха, – Слово-предписание человеку. Аллах испытывает его этим Словом – справится или нет? И выясняется, повторим, что справляется только часть людей. Почему только часть, почему не все, хотя Аллах дал всем то, что дал каждому?

Он с самого начала предложил поверить ему. И предложил для этого столько доказательств, «сколько для этого требуется». Эти доказательства проходят через весь Коран. И могут убедить каждого. А «из каждого» – того, кто прислушается к Аллаху, последует его рекомендациям и поверит Ему. Поверит в его Слово, Слово-ниспослание, Слово-предписание. Вот, если он поступит так, сделает шаг в направлении к Аллаху, то и Аллах сделает шаг в направлении к нему. Он поддержит его своим Знанием – Словом-знанием! И одобрением. Говорит так: «Никто не сможет уверовать без разрешения (решения)» (см.: 10/100).

Вера – это акция и состояние души. Душе нельзя приказать неким внешним побуждением. Это лежит в воле самого человека. Только он сам может принять и отвергнуть то, что предназначается для души. И только сам решает вопрос о том, чему быть, а чему не быть в ней. После этого остается думать о том, как вера Аллаха становится содержанием души человека... Выясняется, что путь к этому ведет через искреннее отношение к Аллаху и преданность ему. Последнее включает и повиновение ему в той форме, в какой это предлагает Аллах человеку в своем Слове. И только если не повиноваться, можно отрицать Аллаха и его Слово или сомневаться в них. Но неповинующийся не найдет, как отмечено, и поддержки у Аллаха… Аллах не нуждается в человеке, а человек зависит от него всем своим существом. Что даст ему в таком случае неповиновение?.. Но быть преданным Аллаху и повиноваться ему – это означает в данном случае не что иное, как только следовать тому, что, как отмечено, на пользу и во благо самому же себе. Человеку!.. А теперь надо подумать о том, что сказать о человеке, отвергающего то, что на пользу себе же самому [1].

У Слова этого есть еще одна особенность. Оно – не только знание, но и фактор удовлетворения души. Можно иметь много всего. И даже большое состояние. Но не иметь удовлетворения в душе. Слово Всевышнего Аллаха удовлетворяет человека и «по душе». И каждый может видеть это на себе. А Аллах говорит так: «Они – уверовавшие, и те, души которых успокаиваются зикром Аллаха (Кораном). Чтобы вы знали, что сердца успокаиваются только с поминанием Аллаха» (см.: 13/28).

А происходит так потому, что Коран – это Учение  (Слово, Зикр) об объективной закономерности. Ведь он есть фытрат. Или Учение о том, что есть в мире, если говорить о нем по тому, что есть в нем как таковом, по нему самому, по природе вещей. Именно эта способность Учения быть отражением и воспроизводством (в сознании) объективного положения или природы вещей делает его объективной истиной. А она, в свою очередь, превращает его в объективное знание, которое, удовлетворяя познавательную способность души, удовлетворяет и успокаивает ее.

Продолж. следует


[1] В понимании религии в категориях преданности и повиновения могут быть использованы и такие категории, как предание или вверение (себя воле другого), признание (воли другого над собой), согласие, послушание, покорность и др.

Можно особо подчеркнуть, что «другой» в вере Всевышнего – это только сам Всевышний и никто другой больше!.. Допущение в вере «других» богов и подчинение им ведет к нарушению принципа единобожия. Потому оно принципиально не может быть принято в вере Всевышнего, которая настаивает на единобожии. В силу этого Всевышний и не допускает других богов в своей вере и строго наказывает за них (см., к примеру, 3/64 и др.). Мотив проходит по всему Корану.

 

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.