КОРАН И ПОНЯТИЕ РЕЛИГИЯ (продолж.)
Религия (дин) как мера, предписание, закон
Приведенные выше понятия меры и закона непосредственно связаны друг с другом. Так, если закон понимать как существенную, необходимую, повторяющуюся, устойчивую связь (отношение), то легко понять, что эта связь сама теперь существует в границах некой меры. Речь идет вообще о том, что всё существующее существует таковым в границах своей меры и перестает существовать в данном своем качестве за пределами присущей ей меры и с переходом к другой мере. Потому закон кратко можно определить и как заданную вещи ее меру. Она проявляет себя сразу, как только вещь начинает функционировать в конкретной системе связей.
Закон сам по себе является предписательным актом или предписательной мерой. В этом смысле его можно характеризовать и просто как предписание. А поскольку законы действуют всеобщим образом, то их предписания охватывают как сферу природы, так и сферу общественной жизни и истории. Но поскольку эти две сферы бытия – природа и общество – известным образом отличаются друг от друга, постольку и действие законов и их предписаний реализуется в каждой из них соответствующим образом. Для нас важно подчеркнуть, что в обществе предписания законов реализуются через волю и сознание людей. А сдерживание людей в рамках предписаний законов осуществляется заявленной мерой наказания за их нарушение.
И Всевышний Аллах устанавливат предписания для людей… Все они, к слову, на пользу и во благо человека… Но он не только наказывает за нарушение предписаний, он еще и вознаграждает за следование им и содеяние доброго и нравственного на его пути, что лежит в основе всех наставлений Бога человеку…
Так, связь от вещи к вещи и между вещами несет в себе одноврменно и смысл меры. Когда эта мера квалифицируется в свете закона, то у нее появляются новые определения. А когда она начинает трактоваться в системе отношения «природа – общество», то оказывается, что мера может быть и единой для всего, и раздвоенной на меру природную и социальную. Соответственно это отражается и на законах. А если сделать акцент на социальной мере и законах, что особенно интересует нас в данном случае, то легко понять, что их происхождение и функционирование связано не только с социальной деятельностью как таковой, но и с ее историческим характером, т.е. с тем, как сама она, эта деятельность, реализуется в конкретьных социоисторических условиях – при данной природной среде, образе жизни и культуре.
Так формируется объективный фон социальной сферы, в который, Всевышний (Бог, Аллах) буквально врывается со своими оценками, рекомендациями и предписаниями. Итогом этого является предложение людям начать действовать так, как это соответствует их природе, соразмеренной с природой вещей. В этом плане Бог указывает на то, в чем люди должны исправляться, от чего отказаться и что обрести заново… Одни следуют этим предписаниям, другие пытаются их обойти, а третьи вообще их отвергают и отрицают, делая вид, что Бога вообще нет. В ответ на это и Всевышний относится к ним так, как они относятся к нему: кто следует Ему и благодарит Его, Он тоже благодарит и возвышает такого человека; тех же, кто отказывается следовать предписаниям и отрицает Бога, Аллах тоже отрицает, что по сути и есть наказание – оказаться без всеблагих милостей. Кроме прочего, у Бога, надо пологать, «в запасе» есть еще и такое средство, «как целиком наказуемая и вознаграждаемая» вторая жизнь… Вот после этого знания каждому остается думать, как ему быть?
Продолж. следует
Свежие комментарии