О количестве ракятов намаза в Коране
Вопрос: Почему намаз совершается в 4, 3 и 2 ракята, о которых в Коране нет ни слова?
Ответ: В Коране приводятся следующие соображения:
«А когда вы передвигаетесь по земле, то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву (намаз), если боитесь, что вас подвергнут испытанию те, которые не уверовали…» (4/101).
«Сокращать молитву» – это сокращать число ракятов (поклонов) в ней. В данном случае это право дается человеку по причине его нахождения в пути.
А в следующем аяте говорится о том, на сколько ракятов нужно сокращать молитву находясь в военных условиях. Аллах говорит так:
«И когда ты находишься среди них и совершаешь для них молитву (становишься имамом), то пусть вместе с тобой стоит один отряд из них. И пусть они возьмут свое оружие. А когда совершат поклонение (один ракят), то пусть будут позади вас и пусть придет другой отряд, который не молился. И пусть они молятся вместе с тобой, но возьмут оружие и будут бдительны (осторожны)…» (4/102).
В этом аяте рассказывается о том, что в военных условиях, когда армия Посланника (сас) была далека от дома, люди имели статус путников. А когда Посланник в намазе вставал во главе поклоняющихся, то он совершал только два ракята, а его солдаты по одному. То есть они становились за ним, сначала один отряд совершал один ракят и уходили на охрану, а потом вставал другой отряд, который тоже совершал один ракят. Это значит, что в военных условиях намаз совершается в один ракят. А в состоянии путника – в два ракята…
Теперь нам нужно понять, есть ли в Коране намаз в три ракята, но для этого нам надо изучить следующий аят. Аллах говорит так:
«Берегите свои молитвы (намазы)! И совершайте среднюю молитву. И стойте перед Аллахом благоговейно» (2/238).
В грамматике арабского языка числа имен существительных делятся на три группы: единственное, двойственное и множественное. Единственное – это одно, двойственное – это не больше двух, а множественное – это три и выше, что присуще только арабскому языку…
А теперь обратим внимание на аят, где говорится о «средней молитве». Это положение, как это очевидно, надо оценить через призму общего числа намазов. А если их пять в день, – а первый начинается с обеденного [1] (который совершается сразу после того, как солнце прошло через зенит), второй – это после-обеденный, – то средним намазом будет следующий или вечерний намаз. После него следуют ночной и утренний намазы [2]. И поскольку вечерний намаз является средним и третим по счету, – он должен быть по численности больше двух. А цифра больше двух – это три. Значит вечерний намаз состоит из трех ракятов…
Теперь вспомним намаз путника. Он состоял из двух ракятов (то есть это сокращенное состояние нормального четырех-ракятного намаза). Но вечерний намаз для путника не сокращается, и совершается в три ракята.
Итак, по вопросу о намазе верующие делятся на три категории: 1. пребывающие в своих нормальных условиях, 2. находящиеся в пути, 3. находящиеся в состоянии ведения боевых действий. Все они обязаны совершать 5-ти кратный намаз. Первая группа совершает все намазы, кроме утреннего (который совершается в два ракята), остальные в 4-е ракята и средний – в 3 ракята. Вторая совершает все намазы в 2 ракята, кроме вечернего, который совершается в 3 ракята. Наконец, последняя группа совершает все намазы в один ракят.
Cм. дополнительно материал по теме на линке:
http://www.kurandersi.com/mukayeseli-fikih-muzakereleri/2013/kuranda-salat-kavrami.html (на турецк.).
Теги: о количестве ракятов намаза в Коране, по вопросу о намазе верующие делятся на три категории, 2/238, 4/101-102.
Опубликовано 17.01.2013
Свежие комментарии