Доверенное на хранение
Вопрос: Как понять слово «аманат», которое упоминается в Коране?
Ответ: Слово «аманат» [1] в словорях переводится по-разному. К примеру: оставление на попечение или сдача на хранение. То есть, это может быть либо человек, либо (домашнее) животное, которые оставлены на чье-либо попечение. Либо это какая-нибудь вещь, которую оставили у кого-либо (кому-либо) на хранение. Либо это вещь, которую передают одному человеку через другого. В этом случае передаваемая вещь (аманат) является доверенной на хранение лицу… Поэтому, это слово в Коране проходит под разными значениями. Аллах говорит так:
«Воистину, Аллах велит вам возвращать доверенное (на хранение имущество) его владельцам и судить по справедливости…» (4/58).
«Поистине, мы предложили (доверили этот аманат) небесам, земле и горам, но они отказались нести его (эту ответственность) и испугались этого (устрашились). Но человек взялся нести его. Воистину, он несправедливым и невежественным» (33/72).
Посланник (сас) по этому поводу говорил так:
Передает Абу Хурайра (ра) [2]:
«Лицемера можно отличить по трем признакам: Первый, когда он рассказывает о чем-либо, то лжёт. Второй, когда он обещает что-либо, то нарушает своё обещание. Третий, когда ему доверяются или доверяют что-либо, тогда он предаёт [3]» [4].
Теги: доверенное на хранение, 4/58, 33/72.
Опубликовано 15.11.2012
[1] Слово «аманат» происходит от слова «амн», то есть безопасность, спокойствие и является однокоренным со словом вера (иман). Слово «аманат» имеет многозначный смысл. Поэтому иногда означает надёжность и то, что отдано на хранение, в долг, в залог. Возвращать «аманат» – это повеление Аллаха. А всё то, что Аллах дал человеку в пользование – «аманат». Аллах говорит так:
«Воистину, Аллах введет в райские сады, где текут реки тех, которые уверовали и совершали праведные деяния. А неверующие пользуются (благами) и едят, подобно животным (скоту). Их обителью будет огонь!» (47/12).
[2] Текст отредактирован нами. – Ред.
[3] Арабское слово «хиянат» означает измена, предательство, вероломство, коварство.
[4]Имам Ан-Навави. Рийад ас-Салихин. Сб. хадисов. Электронная версия сборника была подготовлена редакцией «Сайта Крымской Молодежи», Сайт Крымской Молодежи (http://www.crimean.org), стр. 67, хадис № 199 (этот хадис также проходит в сборнике у Бухари и Муслима) (10.10.12).
Свежие комментарии