Стремление к благому
Вопрос: Что значит стремиться к благому?
Ответ: О стремлении к благому в Коране говорится очень часто. К примеру, так:
«Старайтесь же опережать друг друга в добрых делах!» (2/148).
«Стремитесь (заслужить) прощение вашего Господа и (стремитесь) к раю, ширина которого равна небесам и земле, который уготован для богобоязненных. Которые делают пожертвования в радости и горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро» (3/133-134).
Приведем несколько высказываний нашего Посланника (сас) на эту тему.
Передает Абу Хурайра (ра) [1]:
«Спешите совершать праведные дела! Ибо обязательно настанет (время) испытаний [2], подобных частям тёмной ночи. Тогда, когда утром человек будет верующим, то вечером станет неверным (кяфиром) [3]. А когда он будет вечером верующим, то утром – (станет) неверным. Он будет продавать свою религию за мирские блага [4]».
Передает Абу Сирваа Укба Ибн аль-Харис (ра):
«Однажды в Медине я совершал послеполуденную молитву позади Посланника (сас), который после произнесения слов таслима быстро поднялся и прошёл через ряды людей, (направляясь) к одной из комнат своих жён. Люди были испуганы подобной поспешностью. Спустя некоторое время Посланник вышел к ним, увидел, что они удивлены тем, что он так поспешил, и сказал: «Я вспомнил, что у нас есть золото, и приказал раздать его, не желая, чтобы оно и дальше отвлекало меня» [5].
В другой версии этого хадиса сообщается, что Посланник (сас) сказал:
«Я оставил у себя дома золото, являющееся частью садаки [6], и не хотел оставлять его у себя и дальше».
Передает Абу Хурайра (ра):
Один человек, пришедший к Посланнику (сас), спросил: «О, Посланник Аллаха, за какую милостыню (обещана) наибольшая награда?». Он ответил: «За ту, что подашь ты, будучи здоровым и скупым, опасаясь бедности и надеясь разбогатеть. И не откладывай (подаяние) до тех пор, пока не придёт к тебе смерть, чтобы только тогда сказать: «такому-то столько, а такому-то столько». Но тогда это уже будет принадлежать другому [7]» [8].
Теги: стремление к благому, 2/148, 3/133-134.
Опубликовано 03.11.2012
[1] Текст отредактирован нами. – Ред.
[2] Испытания трактуются по аяту так: «Мы испытываем вас долей страха, голодом, потерей в имуществе, в людях и плодах труда. Так обрадуй же терпеливых. Тех, которые, когда их постигнет бедствие, говорят: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к нему мы вернемся!» (2/155).
[3] В данном случае имеется в виду либо неверие в полном смысле слова, либо проявление неблагодарности по отношению к Аллаху.
[4] Имам Ан-Навави. Рийад ас-Салихин. Сб. хадисов. – Электронная версия сборника была подготовлена редакцией «Сайта Крымской Молодежи», Сайт Крымской Молодежи. – (http://www.crimean.org), стр. 34, хадис № 87 (этот хадис также проходит в сборнике у Муслима) (10.09.2012).
[5] Там же, хадис № 88, (этот хадис также проходит в сборнике у Аль-Бухари).
[6] Речь идёт о закяте, обязательном налоге в пользу бедных, а не о добровольном даянии милостыни (садака). Так как в хадисах закят, часто именуется садакой.
[7] Имеется в виду, что имущество умирающего человека, по Корану, должно быть разделено между его родными. После того, как наследство будет поделено на доли и каждый получит свою долю, то завещатель уже не вправе распоряжаться этим имуществом.
[8] Имам Ан-Навави, стр. 35, хадис № 90 (этот хадис также проходит в сборнике у Аль-Бухари и Муслима).
Свежие комментарии