Времена намазa и поста: от экватора до полюсов (продолж., 15.09.2012)
В хадисах, подчеркнем это еще раз, о теме говорится так:
«Мы с ангелом Джабраилом совершили намаз, когда краснота утреннего рассвета ясно выделялась, а для постящегося уже было запрещено есть и пить» [1].
Абуль-Минхаль передает со слов Абу Барзы:
«Когда мы совершали утренний намаз с Посланником (сас), то ясно различали и узнавали друг друга» [2].
Это значит, что свет появившийся на горизонте в эти утренние часы уже полностью освещал мечеть изнутри. Абу Джафер ат-Тахави, из достоверных источников, со слов Ибрагима ан-Нехаи передает:
«Все сахабы Посланника Аллаха были одного мнения, и солидарны по поводу времени утреннего рассвета (танвира)» [3]. Танвир – это просветление и свет, которые помогают видеть [4].
По мнению ханефитов, утренний рассвет – это когда белый свет рассеивается по горизонту [5]. В это время горизонт утреннего неба должен быть ясно виден, чтобы не было никаких сомнений [6].
Имам Малик, на один из вопросов ответил так: «Некоторое время я думал следующим образом: «До (настоящего) утреннего рассвета видна белизна на горизонте утреннего неба. Но до белизны, которая рассеивается вдоль горизонта, постящемуся не запрещено есть и пить. Следовательно, и вечером, когда пропадает зарево и появляется белизна на закате вечернего неба, не запрещается начинать совершать ночную молитву (иша)» [7].
Ибн Кудаме, ханбелитского направления, говорит: «Утро начинается со второго настоящего утреннего рассвета. По этому вопросу существует единое мнение ученых (иджма). Утренний рассвет – это когда белизна утреннего неба рассеивается вдоль горизонта. То есть это – настоящий утренний рассвет. Ибо такое состояние утреннего неба дает точное представление о наступлении утра. «Субх» – это состояние, которое объединяет белый и красный свет в утреннем небе» [8].
Имам Шафий говорит: «Второй (настоящий) утренний рассвет возникает, когда белый свет рассеивается в стороны, вдоль по горизонту. В это время можно совершать утренний намаз. Поэтому, совершающий это поклонение, должен начать свой намаз так, чтобы мог закончить его до полного рассвета» [9].
Сын Ахмеда б. Ханбела Абуль-Фадл Салих спросил у отца следующее: «В какое время утром постящемуся запрещается есть и пить?». Ахмед б. Ханбел ответил так: «Существует два утренних рассвета. В первом – это когда свет возвышается вверх. А второй – когда вдоль горизонта. Запрещено есть и пить, когда свет расстилается в стороны по горизонту» [10].
[1] См.: Tirmizî, Mevâkît, 1.
[2] См.: Buhârî, Mevâkît’us-salah 11.
[3] См.: Ebu Cafer et-Tahâvî (öl. 321 h.), Şerhu meânî’l-âsâr (bölümlere, alt başlıklara ayıran ve hadislerini numaralayan Yusuf Abdurrahman el-Mar’aşlî) 1414 h. 1994 m. 1/184.
[4] См.: Müfredat الضوء المنتشر الذي يعين على الإبصار،
[5] См.: Serahsi (öl. 483 h.), el- Mebsût, 1/141.
[6] См.: El- Kâsânî (ö. 587 h.), Bedâi’us-sanâi’, 1/155. 1406 h. 1986 m.
[7] См.: Malik b. Enes (öl. 179 h.), el- Mudevvenet’ul-kubrâ, Dar’ul-kutub’il-ilmiyye, 1994/1415, c. I, s. 265.
[8] См.: ibn Kudame (öl. 62 h.) el-Muğnî, Kahire 1968/1388, c I, s. 279, 529. Paragraf.
[9] См.: Şafii, el-Umm, c. I, s. 93.
[10] См.: Ahmed b. Hanbel, Mesâil’il-İmam Ahmed b. Hanbel (öl. 241h.) (oğlu Eb’il-Fadl Salih’in (203/266 h.) rivayeti) Hindistan, c. III, s. 202 paragraf 1653.
Свежие комментарии