Кораника
Времена намазa и поста: от экватора до полюсов (продолж., 12.09.2012)

Времена намазa и поста: от экватора до полюсов (продолж., 12.09.2012)

Времена намазa и поста: от экватора до полюсов (продолж., 12.09.2012)

Ученые четырех мазхабов сходятся в том, что время ночного намаза продолжается до полной темноты вечернего неба на горизонте заката. Ученый ханефитского направления ас-Серахси говорит: «В книге Имама Мухаммеда «аль-Китаб» указывается то, что время ночного намаза (иша) длится до полуночи» [1]. Как видим, полночь – это время, когда небо полностью покрывается ночным мраком и это продолжается до утреннего рассвета.

Имам Шафии: «Время ночного намаза длится до первой части одной трети ночи. После завершения этой части времени ночи, завершается и время ночного намаза. Все хадисы, приведенные от Посланника, указывают на такое завершение времени этого намаза» [2].

Ахмед б. Ханбель: «Исчезновение на небе зарева (красноты) вечернего заката, указывает на то, что пришло время ночного намаза. А последнее время этого намаза для одних начинается после полного потемнения вечернего неба, а для других – до середины ночи» [3].

Ибнуль-Касым: «Мы сказали Имаму Малику, что ночной намаз затягивают до полуночи. Он категорично осудил этот поступок и как бы хотел сказать: «Совершайте этот намаз, как люди». Ему, видимо, нравилось, как совершают намаз другие верующие. Они совершали ночной намаз сразу с исчезновением на вечернем небе зарева уходящего Солнца. И сказал: «Посланник Аллаха, Абу Бакр и Умар не затягивали до этого времени этот намаз» [4].

А последователи мазхабов Шафии и Ханбели, опираясь в дальнейшем на приводимый ниже хадис, сформулировали фетву (решение по шариату), согласно которой время ночного намаза растягивалось до утреннего намаза.

Абу Катаде (ра) передает: «Посланник всю ночь до утра ехал на верблюде, потом ближе к утру он остановился, слез с верблюда и прилег отдохнуть. Все, кто были с ним в пути, тоже прилегли отдохнуть. Посланник проснулся, когда Солнце уже светило ему в спину. Они снова вышли в путь и через некоторое время, остановившись, совершили намаз. А после совершили обеденный намаз. И в пути некоторые из сподвижников начали между собой говорить о том, что за несоблюдение времени намаза может быть наказание. Посланник услышал и сказал им: «Разве я не пример вам? Когда вы во сне, вам нет наказания. Наказание будет тогда, когда вы будете тянуть время намаза до времени другого намаза. Кто из вас окажется в такой ситуации, пусть совершит намаз сразу как проснется. А на следуюший день совершит вовремя» [5].

Для доказательства из хадиса была использована следующая часть:

«Наказание будет тогда, когда вы будете тянуть время намаза до времени другого намаза» [6].

Этот случай указывает на то, что не совершенный в свое время намаз, надо совершить до времени следующего намаза. Дело в том, что по хадису, Посланник и путники вместе с ним пропустили утренний намаз и совершили его до обеденного. Если слова тех ученых оправданны, тогда почему они не дали фетву и на совершение утреннего намаза до обеденного? Почему они ничего не сказали об этом?

А ханефиты опираются на следующий хадис, который не проходит ни в одном из сборников хадисов:

«Конец времени совершения ночного намаза (иша) – это начало утреннего рассвета» [7].

Ученый-ханефит, Махмуд б. Ахмед аль-Айни (ум. по хиджре в 855) рассказывает следующее: «Такого хадиса с таким текстом не существует. И книги, в которых приводят этот хадис как доказательство и адресуют его Абу Хурайре, поистине вызывает возмущение. Потому, что его не существует» [8].

Продолж. следует



[1] См.: Serahsî, Şemsüddin, el-Mebsût, Mısır l324/1906, c. I, s. 259.

[2] См.: Şafiî, Muhammed b. İdris, el-Um, Beyrut 1393/1973, c. I, s. 74.

[3] См.: Ahmed b. Hanbel, Mesâil’il-İmam Ahmed b. Hanbel (öl. 241h.) (oğlu Eb’il-Fadl Salih’in (203/266 h.)  rivayeti) Hindistan, c. II, s. 174.

[4] См.: Malik b. Enes (öl.179 h.), el-Müdevvene, Dar’ul-kutub’il-ilmiyye, 1415 h./1994m. C. I,s. 156.

[5] См.: Müslim, Mesâcid 311 – (681).

[6] См.: Ahmed b. Muhammed b. Ali el-Heytemî, Tuhfet’ul-muhtac bi şerh’il-minhâc, Mısır1983 m. 1357 h. C. I, s. 424; Hanbelî mezhebinden Şemsuddin Muhammed b. Abdullah ez-Zerkeşî (ö. 772 h.) Dar’ul-ubeykân,1993 m./1413 h. Şerh’uz-Zerkeşî alâ muhtasar’il- Harakî, c. I, s. 479.

[7] См.: Serahsî, el-Mebsut, c. I, s. 145.

[8] См.: Mahmud b. Ahmed el-aynî, el-Binâye fî şerh’il-Hidâye, Dar’ul-fikr 1980/1400, c. I, s. 808.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.