Пост в месяце Шавваль
Вопрос: Какое значение у поста в месяце Шевалль? Говорят, что его надо держать?
Ответ: В Шеввале рекомендуется держать пост в 6 дней. В Книгах хадисов об этом говорится так:
«Кто будет держать пост в Рамазаме, а затем прибавит к нему еще 6 дней от Шевваля, тот будет подобен тому, кто держал пост весь год» (см.: Müslim, Sıyâm, 39 (1164).
«Кто будет держать пост в Рамазаме, а затем прибавит к нему еще 6 дней от Шевваля, тот подобен тому, кто провел в посту весь год» (см.: Tirmizi, Sıyam, 53).
«Кто проведет Рамазан в посту, а вслед за ним станет держать пост еще 6 дней в Шеввале, он подобен постившимуся весь год» (см.: Ebu Davud, Savm, 58).
«Кто проведет весь Рамазан в посту и после праздников проведет еще 6 дней в посту, его пост будет соответствовать годичному посту. Кто содеет доброе, ему воздастся его десятикратная мера» (см.: İbn Mace, Sıyâm, 33).
Разъяснения к хадисам
Имам Шафии, Ахмед б. Ханбел, Давуд аз-Захири и ряд других ученых признают шестидневный пост в Шеввале мустехабом, то есть явлением, не предписываемым верой, но считающимся добрым делом.
Имам Абу Ханифа, Имам Малик и Абу Юсуф считают шестидневный пост в Шеввале макрухом, то есть явлением запретным, но допускаемым по шариату. Имам Малик в своей книге «аль-Муватта» объясняет это тем, что до него никто не держал этот пост. Он является нововведением. А еще Имам Малик подчеркивает такую особенность этого поста, что люди, недостаточно знакомые с верой, могут посчитать его за пост Рамазана. Имам Малик говорит так:
«Я не видел ни одного ученого и правоведа, который бы держал шестидневный пост после праздника Рамазана. И ни от кого из последователей до меня не дошло никакого сообщения (свидетельства по этому вопросу). И только ученые, принимая во внимание практику некоторых невежд, которые присоединяли к Рамазану эти 6 дней, и со страха перед ними, признали это измышленное новшество макруфом. Если бы ученые и в самом деле разделяли это мнение, то люди бы видели этот их шестидневный пост».
В некоторых книгах масхабов Ханефи и Малики говорится о дозволенности (допустимости) шариатом шести дней поста в месяце Шеввале. К примеру, в Книгах «Нуруль Изах и Шерхи Меракиль Фелах» при перечислении дозволенных постов указывается и на шестидневный пост в Шеввале. В примечаниях к «Меракиль Фелах» Тахтави в «Бахре» сообщает следующее: «По Имаму Абу Ханифе держать пост в месяце Шеввале, – либо подряд, день за днем, либо в разные дни, – является макрухом. Но последующие ученые не видели в этом ничего запретного (предосудительного)».
Ибн Абидин тоже говорит о том, что ученые веронаправления Ханефи, интересовавшиеся проблемой, тоже не видели никаких трудностей в совершении поста в эти шесть дней.
Как следует из приведенных соображений, согласно большинству исламских ученых держать пост в шесть дней в месяце Шевваль дозволено (допустимо) (шариатом). Нет разницы в том, чтобы держать этот пост день за днем или с перерывами (см.: Sünen-i Ebu Davud. Tercеme ve Şerhi. Hüseyin Kayapınar, Necati Yeniel, Necat Akdeniz. Şamil Yayınevi. Oruç bahsi, 58. bâb).
Теги: пост в месяце шавваль.
Опубликовано 22.08.2012
Свежие комментарии