Процент (150512)
Вопрос: Слышал, что существует хадис, в котором говорится, что в немусульманской стране можно брать процент. Если такой хадис существует, то достоверный ли он?
Ответ: Такого хадиса, о получении или неполучении процента в немусульманских странах, не существует. Но некоторые ученые-ханефиты в качестве доказательства используют следующий хадис: «В немусульманской стране, в войне между мусульманами, процента не существует» [1].
Имам Зейлаи (ум. 762/1360) по поводу этого хадиса в своей книге «Насбур-Райе ли-Ахадисиль-Хидае» говорит, что этот хадис выглядит очень «странным» [2]. По его мнению «странным» является то, что у этого хадиса не существует цепочки передатчиков [3]. Об этом хадисе также упоминается у Ибн Хаджера аль-Аскаляни (ум. 852/1449), который говорит, что не нашел передатчиков этого хадиса [4].
По поводу этого хадиса существует несколько версий [5]. В ханефитских источниках этот хадис проходит у Макхуля (ум. 112/730), который является поколением (табийин) после сахабов, который передает этот хадис прямо из уст самого Посланника, которого он сам лично не видел. Подобная форма передачи хадисов не может являться источником, приводимым в доказательство.
Ибн Кудаме (ум. 620/1223), ученый из мазхаба Ханбели, по поводу этого хадиса дает следующее пояснение. Он говорит: «О недозволенности процента отмечается в Коране, в сунне и иджма (мнение ученых-богословов). Нельзя оставлять (отвергать) хадис из-за того, что он сомнительный, даже если он отсутствует в достоверных сборниках хадисов. Кроме этого, этот хадис является «мурсель», то есть идет прямо от Посланника, и может указывать на запрет в получении процента в немусульманских странах. Так как выражение в хадисе, где говорится, что «процента не существует», в действительности может означать «процент недозволен». В аяте говорится: «Во время поломничества запрещено (недозволено) прикасаться к супруге, говорить плохие слова (ругаться, браниться) и драться» (2/197) [6].
Для полного и подробного ознакомления с темой о проценте в мусульманских и немусульманских странах, советуем посмотреть следующие источники (см.: Abdülaziz Bayındır, Ticaret ve Faiz, Süleymaniye Vakfı Yayınları, 2007, s. 130-137) (см. также: Servet Bayındır, “Din ve Ülke Farklılığının Faizin Hükmüne Etkisi”, İstanbul Üniversitesi İlahiyat Fakültesi Dergisi, 2006, sayı: 14, s. 207-235).
См. по теме материал на линках:
http://www.koranika.com/?p=648 (на русск.),
http://www.koranika.com/?p=641 (на русск.),
http://www.koranika.com/?p=636 (на русск.),
http://www.koranika.com/?p=632 (на русск.) и др.,
http://www.fetva.net/yazili-fetvalar/faiz-ve-darul-harp.html (на турецк.).
Теги: процент (150512), подобная форма передачи хадисов не может являться источником, приводимым в доказательство, 2/197.
Опубликовано 15.05.2012
[1] См.: el-Merğinânî, el-Hidâye, c: 3, s. 66.
[2] См.: Zeylai, Nasbü’r-Râye, c: 4, s: 44. О том, что имам Шафи говорит, что «этот хадис, у которого неизвестен передатчик, не может являться доказательством», вы можете посмотреть также, c: 7, s: 359.
[3] См.: Zeylâî’nin, а также, о «странности» предания этого хадиса, более глубоко, вы можете узнать: Abdullah Aydınlı, Hadis Istılahları Sözlüğü, Hadisevi Yayınları, İstanbul, 2006, s: 101.
[4] См.: İbn Hacer, ed-Dirâye fî Tahrîci Ehâdîsi’l-Hidâye, c: 2, s: 158.
[5] См.: Şâfiî, el-Ümm, c: 7, s: 359; Beyhaki, Marifetü’s-Sünen ve’l-Âsâr, c: 13, s: 272.
[6] См.: İbn Kudame, el-Muğnî, c: 4, s: 176-177.
Свежие комментарии