Праведность и благодеяние (аль-бирр и аль-ихсан)
Вопрос: Можно ли соотнести смысл слова бирр со словом ихсан, которые часто встречаются в Коране?
Ответ: Действительно, эти два слова в Коране встречаются довольно часто. Иногда в аятах Корана они сочетаются по смыслу, но а иногда они бывают и разными.
В словаре слово бирр поясняется как праведность, искренность, правдивость, честность или правдивый на слове и т. д. А слово ихсан означает благодеяние, благочестие, милость, доброе дело, сделать что-либо качественно или на самом достойном уровне. Аллах говорит так:
«Не является праведностью (искренностью) то, что вы обращаете (направляете) свои лица в сторону востока и запада. Праведностью считается уверовать в Аллаха, в судный (последний) день, в ангелов, в писания (книги), и в посланников. Несмотря на любовь к имуществу, раздавать (помогать своим имуществом) близким, сиротам, беднякам, путникам, просящим и освобождать рабов. Совершать молитву (намаз), выплачивать закят. А при заключении договора, следовать ему. И быть терпеливым в трудностях (испытаниях), при болезнях и на войне. Вот это и есть те, которые собрали в себе все праведные качества, и это они являются богобоязненными» (2/177).
В этом аяте слово бирр используется в смыле веры, то есть как праведность, набожность. А в следующем аяте Аллах говорит об ихсане, понимая это слово как творящий добро:
«Чья религия может быть прекраснее религии того, кто предался Аллаху, творя добро, и последовал за верой Ибрагима (Авраама, да приветствует его Аллах), исповедуя единобожие? Ведь Аллах сделал Ибрагима своим другом (приближенным, благочестивым)» (4/125).
Но в следующем аяте слово бирр используется как благочестие, благодеяние, то есть в данном случае оно схоже по смыслу со словом ихсан:
«Вы не достигните благочестия, пока не будете расходовать то, что (наиболее) любимо (вами). И что бы вы ни расходовали, Аллах ведает (знает) об этом» (3/92).
Посланник Аллаха по слову бирр говорит так:
«Воистину, праведность (правдивость, честность) приведет к благочестию. А благочестие приведет (введет) в рай. Тот, кто всегда говорит правду, того Аллах припишет к сыддыкам (то есть к тем, кто правдив на слове). Воистину, ложь приводит к плохому. А плохое приведет в ад. Тот, кто всегда говорит неправду, того Аллах припишет к кеззабам (то есть к тем, кто лжив на слове)» (см.: Бухари. Адап. 69; Муслим. Бирр. 103-104).
Теги: праведность и благодеяние аль-бирр и аль-ихсан, эти два слова в Коране встречаются довольно часто, 2/177, 4/125, 3/92.
Опубликовано 15.05.2012
Свежие комментарии