Посланник Аллаха из людей (5/5).
Посланник Аллаха – посланник для людей
Вопрос: Мы рассмотрели тему о Посланнике. Остался вопрос о том, почему всё же Аллах посылает нам посланников из людей?
Ответ (Я. Шенол [1]): Обобщая тему, напомним аяты:
«Мухаммед только посланник. И до него было и прошло сколько посланников» (3/144).
«Скажи: «Я всего лишь человек и посланник» (17/93).
«Скажи, что я такой же человек, как и вы. Мне сообщается о том, что ваш Бог является единственным (единым) Богом. А теперь кто желает достигнуть Господа своего, пусть берется за доброе дело (совершит его) и (пусть) не придает посредников в поклонении Господу» (18/110).
«Мы послали тебя свидетелем, благовестником (провозвестником), с разрешения Аллаха, призывающим к нему, освещающим окружение как светильник» (33/45-46).
«Скажи: «Я не первый из посланников. Я не знаю, что придет на мою и вашу голову. Я следую только тому, что открывается мне. Я только откровенный провозвестник» (46/9).
«Мы послали тебя посланником как милость для миров» (21/107).
В последнем аяте подчеркивается вселенское значение или вселенская миссия Посланника Мухаммеда (сас).
Итак, Посланник не является сверхчеловеком. Прямо наоборот, он является таким же человеком, как и мы сами. Поэтому он является примером для нас. Он не является ангелом, скрытого не знает, а всю свою силу берет у Аллаха [2]. Он просит прощения за отступления [3]… Наряду с этим он является носителем высокой морали [4]… Таков наш Посланник Аллаха, которого мы принимаем всей душой и которому следуем… Это является условием нашей веры. Так это предписал Всевышний Аллах!..
Человеческое качество Посланника в рамках посланнической миссии, как оно определяется в Коране, не позволяет придавать ему характеристик, выходящих за пределы тех, которые относятся к людям вообще. То есть оно ставит пределы возвышению Посланника, восприятию его как сверхчеловека и другим искажениям его человеческого образа.
В итоге можно сказать так, что в Посланнике сочетаются два образа: человеческий и посланнический. С одной стороны, он – человек, как и все, с другой – служитель и посланник Аллаха. Это надо учитывать в каждом случае рассуждения о нем [5]. Потому к нему следует подходить так, как того требует Аллах в Коране».
От редактора. В исследовании темы большое место заняла критика суфической позиции. Эта критика может иметь единственное позитивное значение. Это – когда она проводит принципиальное различие между Кораном и суфизмом, разводит их как два совенршенно различных учения по своему содержанию и методу… Суфизм навязывает себя Корану и даже претендует на то, чтобы быть его нравственным центром… Коран ни в чем от суфизма не нуждается. А учения, подобные ему, однозначно осуждает и отвергает. Коран, как фытрат (учение об объективной закономерности), постигается разумом и научным мышлением. А такое мышление не имет никакого отношения к мистицизму и иррационализму суфизма. Потому они не могут и дискутировать. Они лежат на разных линиях мышления, которые нигде не пересекаются. Потому, там, где Коран, суфизму делать уже нечего. Соответственно, и Коран не войдет туда, где суфизм… И уже после этого суфизм претендует на Коран (?!)…
Теги: посланник Аллаха из людей, посланник Аллаха – посланник для людей, 3/144, 18/110, 33/45-46, 46/9, 21/107.
Опубликовано 08.05.2012
[1] Яхья Шенол. Стамбул, 1980. Научный сотрудник Фонда Сулеймания (с 2004). Окончил (в 2003) Богословский факультет Стамбульского ун-та. В настоящее время работает над докторской диссертацией. Имеет научные статьи и брошюры. Является редактором сайта www.suleymaniyevakfi.com.
[2] İlgili ayetler için bkz: Enfal, 8/67–68; Tevbe, 9/43; Ahzâb, 33/37; Tahrîm, 66/1; Abese, 80/1–16.
[3] İlgili ayetler için bkz: Ğâfir, 40/55; Muhammed, 47/19; Fetih, 48/2.
[4] Kalem, 68/4.
[5] M. İslamoğlu, a.g.e., s: 217.
Свежие комментарии