Сура Человек (76)
Вопрос (сокращен): В первом аяте суры Человек (76) говорится: «Неужели до того времени человек был неизвестен?» (перевод аята приведен от реадактора. – Ред.). Как правильно объяснить и понять смысл этого аята?
Ответ: Аллах говорит так:
«Неужели до того времени человек был неизвестен (мазкур)? Мы создали человека из смешанной нутфы (оплодотворенной яйцеклетки), и чтобы подвергнуть испытаниям, сделали его слышащим и видящим» (76/1-2).
Слово мазкур в аяте означает – упомянуть, быть упомянутым. Слово зикир, от которого происходит мазкур, означает – знание, готовое к использованию [1]. А там, где говорится, что «до того времени человек был неизвестен», говорится о том, что человек был сотворен Аллахом на определенной стадии формирования Вселенной, а до этого его, естественно, не было. То есть прошло много времени с тех пор, как был сотворен мир, а уже затем на этой платформе, то есть много позже, был сотворен человек.
В этом случае очень важно обратить внимание на слово вещь (شَيْء) (шей). Вещь на арабском означает – создание (творение). И очень важно выделить выражение, в котором проходит слово вещь со словом лям йякун (لَمْ يَكُن). Так как это выражение говорит о начале появления (создания) человека. Вещь может возникнуть только в том случае, когда Аллах объявит (скажет, пожелает) кун (كُنْ). О законе сотворения (создания) Аллах говорит так:
«Когда он желает чего-либо, то стоит ему сказать: «Будь!», и это сбывается» (36/82).
Поэтому в первом аяте суры Человек (لَمْ يَكُن شَيْئًا مَّذْكُورًا) повелительное слово кун – сотворись, повествует о времени до сотворения. А в продолжении аята: «мы создали человека из смешанной нутфы (оплодотворенной яйцеклетки)», повелительное кун повествует о периодах (стадиях) формирования человека. Вещь (شَيْء), которая планируется к созданию (сотворению), становится реальностью с повелением Аллаха кун (كُنْ) – сотворись. На это, собственно, и указывают аяты.
Аллах создает человека из земли и уподобляет этот процесс развитию растения. Говорит о повторном создании, которое в этот раз будет из земли в прямом смысле. Говорит так:
«Аллах вырастил вас из земли, словно растения. Потом он вернет вас туда и вновь выведет оттуда» (71/17-18).
Как видим, первое сотворение человека похоже на развитие растения. В день конца света человек вновь будет возрожден в виде подъема из мертвых, выхода из под земли.
Здесь могут возникнуть вопросы, связанные с возникновением человка по тому мнению, которое характерно для науки, пользующейся представлениями эволюционной теории. Мы в этот аспект не входим. Но нам кажется, что и эволюционная теория не может обойти тезис Аллаха о создании им человека. Думается, что недалекое будущее принесет этому вопросу требуемое решение.
Теги: сура человек, первое сотворение человека похоже на развитие растения, в день конца света человек вновь будет возрожден в виде подъема из мертвых, выхода из под земли, 76/1-2, 36/82, 71/17-18.
Опубликовано 02.05.2012
[1] От редактора. У понятия зикр есть ряд значений, из которых можно выделить следующие: 1) упомянать, думать, вспоминать, делать темой для обсуждения; 2) расскрывать, обосновывать; 3) вспоминать и упомянать Аллаха на языке и в сердце (на душе); 4) вспоминать Аллаха и не забывать; 5) произносить и повторять слово Ля иляха иллаллах; 6) читать и повторять определенные молитвы в определенное время (см.: М. Доган. Большой турецкий словарь. Анкара, 2001. на турецк.).
В книге А. Байиндира (Ложные истины) приводится анализ зикра в определениях следующих аятов: 13/28, 15/9, 33/21.
Для более широкого понимания зикра следует обратиться к самому Корану и его темам, связанным с вопросами его теории и методологии (3/191; 22/35; 33/9; 33/41-42).
Свежие комментарии