Кораника
Отношение ислама к эвтаназии

Отношение ислама к эвтаназии

Отношение ислама к эвтаназии

Вопрос: Можно ли говорить о гуманных и нравственных сторонах эвтаназии [1]? Что говорит ислам по этой проблеме?

Ответ: Широкое обсуждение проблемы эвтаназии началось в конце 50-х прошлого века. На сегодняшний день, вопрос о проблеме эвтаназии принял особый характер… Эта проблема нашла большой резонанс в обществе, и нашлись страны, которые законом поддержали ее, а другие – категорически отказались, и стали пресекать законом действия в этом направлении. А в некоторых странах врачи за это могут даже получить и смертную казнь…

По этому поводу возникает масса вопросов. Каково отношение общественного мнения к проблеме? Что думают об этом врачит? Какова позиция религий?

В различных странах мира возникли группы, которые отстаивали эвтаназию. Были созданы ассоциации под лозунгом, поддерживающим право на «гуманную и тихую смерть». А также и ее противники, которые считают все это совсем «негуманным и безнравственным» делом, а главное, противоречащим религиозным канонам.

Выделяя проблему эвтаназии в качестве важной, можем сказать, что мнения врачей по этому вопросу разделились. Некоторые считают, что «отчаявшимся и безнадежно больным людям, решившим покончить с жизнью, необходимо помочь. Эта помощь и есть проявление гуманности». А группа врачей, противников этого движения, предлагают задуматься над этой проблемой более серьезно и объективно. И задают своим коллегам следующие вопросы: «Эвтаназия – это облегчение страдиний больного или же беспомощность медицины и врачей? Если врач способен убить пациента в его интересах, то, получив право убивать законно, почему он не может сделать это и в своих собственных интересах?»…

В целом, все мировые конфессии – против эвтаназии и добровольный уход из этой жизни не называют «гуманной смертью».

В христианстве говорится так: «Бог создатель и хозяин всего и вся. Жизнь дается человеку от него, и только он вправе забрать ее. У человека нет такого права «забирать» свою жизнь, и это право никому не дано… Человеку запрещено разрушительно воздействовать на свое тело. По жизни человеку дано испытать много болей и невзгод. Человек, переживающий боль, подобен Ийсусу (Исе), который с помощью боли приблизился к Богу» [2]

Как мы видим, в традиционном христианстве – эвтаназия является грехом и отступлением от воли Божьей. Но в последнем сообщении от католической церкви было заявленно то, что «пассивная» [3] эвтаназия может практиковаться в медицинских учреждениях и не является грехом и отступлением от воли Божьей [4].

Ислам же в этом вопросе, занимает более резкую позицию, чем католическое направление в христианстве. Всевышний создатель является полноправным хозяином жизни человека, человек же – является его служителем на земле. Человек по своей воле может устанавливать для себя некоторые правила и исполнять их. Но на жизнь, данную ему Богом, он посягать не имеет права. Посягать на свою жизнь – есть убийство. Ибо Всевышний в Коране говорит:

«Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам» (4/29),

«Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права. Это заповедал вам Аллах. Быть может, вы уразумеете (одумаетесь)» (6/151),

«Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей – тяжкий грех» (17/31).

Из этих аятов мы понимаем, что ислам категорически против эвтаназии. Человек не вправе выносить решение о том, сколько ему жить и когда ему умереть. Это – право Всевышнего.

Теги: отношение ислама к эвтаназии, человек не вправе выносить решение о том, сколько ему жить и когда ему умереть, это право Всевышнего, 4/29, 6/151, 17/31.

Опубликовано 23.03.2012

 


[1] Эвтаназия – это добровольный уход человека из жизни с врачебной помощью (тихая смерть) (от Ред.).

[2] К. Гувен. Права человека и эфтаназия. Анкара, 2000, с. 53.

[3] Пассивная эвтаназия – это бездействие врача и отказ от борьбы за жизнь пациента (от Ред.). См.:http://euthanasia.at.ua/load/dzh_rejchels_quot_aktivnaja_i_passivnaja_ehvtanazija_quot_ehticheskajamysl_nauch_publicist_chtenija_1990/1-1-0-3.

[4] См.: К. Гувен, там же, с. 64-68.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.