Молитва (телькин) на могиле
Вопрос: Существует ли молитва (телькин) [1] умершему после его похорон (погребения), на могиле? Говорят, что это сунна Посланника (сас). Правда ли это?
Ответ: По поводу этой молитвы (телькин) в достоверных источниках по хадисам ничего не сообщается. Ученые по хадисам (хадисологи) считают эти хадисы, (связанные с темой о телькине) «слабыми». Это значит, что они не могут быть аргументами в доказательствах по Корану. А те аяты, которые приводятся в этой связи, вырваны из контекста и к теме в полной мере не относятся. Аллах говорит:
«Нельзя сравнить живых с мертвыми. Воистину Аллах донесет (весть) тому, кому пожелает. Ты не сможешь донести (весть) до тех, кто в могилах» (35/22).
Благие дела умершего продолжают приносить ему блага после смерти. Вот что говорит Аллах:
«Воистину, это мы оживляем мертвых. И записываем то, что они совершили и оставили после себя» (36/12).
Абу Хурайра (ра) передает от Посланника (сас):
«После смерти человека, все добрые дела, кроме этих трех прекращаются:
- Садака-и джария (это такая милостыня, которая приносит людям пользу).
- Знание, которым все пользуются.
- Дети, которые молятся и поминают своих родителей» (Müslim, Vasiyyet, 14 (1631). См. так же: Ebû Dâvûd, Vasâyâ, 14; Tirmizî, Ahkâm, 36; Nesâî, Vasâyâ, 8).
В заключение приведем цитату из статьи А. Чолака, который изучил и обобщил все доказательства и материалы на эту тему:
«Изучив все материалы по теме, можем сказать, что читать на могиле после похорон молитву (телькин) усопшему – это бидат. Доказательство, приведенное к этой теме в книге «Задуль-меад» Ибн Кайима (ум. 1350), является недостоверным. Даже имам Ан-Навави (ум. 676/1277) и другие ученые показали, что эти доказательства и аргументы недостаточные и слабые. Санани (ум. 1182/1768) в своей книге Субулус-Селам такого же мнения. Телькин – это действие в процессе принятия веры ислам. Человек должен произнести слова: «Ля иляха илляллах, мухаммадур-расулюллах». Потому говорить телькин умершему, чтобы он принял ислам, означает насмехаться над этим действием. Сунной Посланника является то, что во время похорон на кладбище, он просил присутствующих мусульман еще раз вспомнить и привести на язык основное положение веры (о Всевышнем и едином Аллахе и его Посланнике Мухаммеде. – Ред.), сказав: «Ля иляха илляллах мухаммадур-расулюллах», что и называется телькином» (s. 213) (см. статью: Ali Çolak, “Ölmek Üzere Olan Kişiye ve Mezardaki Ölüye Yapılan Telkin ile İlgili Rivayetler”, Çukurova Üniversitesi İlahiyat Fakültesi Dergisi, 2004, cilt: 4, sayı: 2, s: 201-222).
См. по теме материал на линках:
http://www.fetva.net/yazili-fetvalar/cenaze-defnedildikten-sonra-imamin-telkin-yapmasi-gerekir-mi.html (на турецк.),
http://www.fetva.net/yazili-fetvalar/olulerin-ardindan-verilen-sadakanin-sevabi-onlara-ulasir-mi.html (на турецк.),
http://www.fetva.net/goruntulu-fetvalar/olen-kisinin-mali-ile-hayir-yapilmasi-ona-bir-fayda-saglar-mi.html (на турецк.).
Теги: молитва (телькин) на могиле, благие дела умершего продолжают, сунной посланника является то, что во время похорон, 35/22, 36/12.
Опубликовано 14.03.2012
[1] Телькин – это особая молитва, которая совершается на могиле умершего после того, как его похоронят. В разных странах это практикуется по-разному. Обычно это действие делается таким образом: «Имам, приглашенный на похороны, после погребения умершего, когда расходятся все люди с места захоронения, вместе с близкими родственниками у могилы умершего, читает над ее изголовьем молитву. В народе об этой молитве говорят – дать телькин умершему. В молитве имам, обращаясь к усопшему именем матери, говорит так: «О, такой-то, сын (дочь) такой-то! Скажи: «Ля иляха илляллах, мухаммадур-расулюллах». И произносит это по три раза в начале и в конце своей молитвы (от Ред.) (Р. Васипов).
Свежие комментарии