Кораника
Коран и традиция. Процент (продолж. 2)

Коран и традиция. Процент (продолж. 2)

Коран и традиция. Процент (продолж. 2)

Проф., др. А. Байиндир

Традиционное понятие процента

В Исламе сложилось такое мнение, что Коран и Сунна – это два отдельных источника в ней. Это мнение не дает в возможности рассматривать Коран и Сунну в их целостности. А делает невозможным верное понимание Сунны. В приложении имеется статья под названием «Коран и Мудрость (Учение)», из которой можно понять так, что Сунна – это предписания, которые Посланник выводил из Книги (Корана). В силу того, что Сунна не была осмыслена должным образом, многие темы, и процент в том числе, то же не были осмыслены адекватно в плане единства Корана и Сунны.

В приведенном выше аяте о проценте и торговле они характеризуются как две совершенно разные категории. А в отношении тех, кто утверждает, что «торговля подобна процентной сделке», говорится о том, что они следуют шайтану. Несмотря на это, масхабы, не обращая внимания на многие аяты и хадисы, взяв за основу хадис о шести товарах, стали трактовать процент как разновидность торговли. Не довольствуясь этим, они, опять же исходя из аята о шести товарах, стали трактовать процент таким образом, что значительная часть торговли оказалась в пространстве запрещенного процента. Это стало лазейкой для процента под видом купли-продажи.

Согласно ханефитам (сторонникам масхаба Ханефи) показателями процента являются кадр и род. Кадр – это мера и вес. И ханбелиты подходят к вопросу в основном так же, как и ханефиты [1]. По этой причине два товара, которые продаются по весу или мере, к примеру, медь и железо или молоко и оливковое масло, не могут быть обменены на условиях «с оплатой на потом». Ибо это будет уже процентом. К примеру, обмен бараньего молока на козье может иметь место только при равной мере и в наличной форме. Иначе, сделка войдет в процент (процентную сделку). Потому что оба товара являются молоком и обмен между ними имеет место по мере (веса, объема).

Представители масхаба Малики, принимая во внимание запрет на процент на такие продукты, как ячмень, пшеница, хурма и соль, приводимый в хадисах, считали, что источником процента могут быть основные продукты питания или их вкусовые добавки. По их мнению, ни один мусульманин не сможет обменять в будущем пшеницу на масло, муку, соль, бобовые и другие продукты питания [2]. Должны быть равными и меры, когда эти товары обмениваются между собой, иначе это будет процентом… И у шафиитов положение примерно такое же [3]. Так, к примеру, если один сосед берет у другого два хлеба с условием его возврата «потом», то он считается вошедшим в процент.

Согласно масхабам Шафии и Малики, еще одной особенностью процента является семенийет, то есть его способность быть деньгами. Но эта способность отсутствует за пределами золота и серебра [4], [5].

В связи с тем, что в традиции представления о проценте строились на ложном основании, в ней не удалось дать даже полное определение процента. По этой причине могут быть созданы процентные банки, которые, по представлениям традиции, могут считаться беспроцентными.

Бумажные деньги, по представлениям Шафии и Малики, – в силу того, что они не из золота, а по представлениям Ханефи и Ханбели – в силу того, что они не используются по весу и мере, – не являются процентным товаром. Согласно первым двум масхабам, если банки, совершая свои сделки с бумажными деньгами, будут вместо слова «должник» пользоваться словами «купля-продажа», сделка не войдет в состав процентной.

Согласно масхабам Ханефи и Ханбели, продажа валюты не подлежит никаким правилам. В таком же виде и при наличном обмене денег не требуется их равного количества. Согласно этим масхабам, банки могут выдать беспроцентный кредит человеку, скажем, просящему миллион лир, сначала в миллион сто тысяч лир на год, а затем купить их у него наличными за миллион лир. Этот человек выйдет из банка с миллионом лир, а долг у него будет в миллион сто тысяч лир. Большинство масхабов не считает это процентом, но Управление по делам религии (Диянет) – считает. Если всё свершилось и мнение традиции непререкаемое, то почему приводится фетва, противостоящая мнению традиции?!

Все масхабы оставили в стороне хадис Абдуллаха б. Омара, который мы привели выше. В силу этого можно создать процентный банк, который работает на основе обмена местной и иностранной валюты на принципах соглашения. К примеру, при курсе доллара в 1.5 турецких лир (ТЛ) человеку открывается кредит в 1.000.000 долларов сроком на год, соответствующий 1.5000.000 ТЛ. Кредитная ставка – 10%. Затем эта сумма покупается у него за 1.350.000 TЛ. В силу этого при выходе из банка долг этого человека составляет миллион долларов, но в кармане у него имеется только 900.000 долларов, соответствующих 1.350.000 TЛ. Управление (по делам религии), скорее всего, не последует и этому мнению…

…В оценке этой ситуации в литературе О. Чекер так комментирует мнение А. Ямана:

«…В передаче на ТВ вы говорили о мнении большинства. Полностью согласен с вами. И по нашему мнению, источником всех заблуждений являются то отклонение от истины (в плане некритического следования традиции. – Ред.), о которой говорите вы…» [6].

От редактора. Приведенное масхабам Шафии и Малики понимание процента как денег или процента в способности нести качество денег и выполнять их функцию, – является некорректным. 1. Во-первых, процент – это не функция денег, а сами эти деньги. Ведь процент – это всегда прирост денег за то время, которое они находятся в руках должника. 2. Во-вторыых, процент, простите, не имеет никакого отншения… к деньгам (?!). «К тем из них», которые используются в качестве всеобщего эквивалента стоимости. Если сказать это правильно, то следует сказать так, что процент не имеет никакого отношения к такому явлению, как всеобщий экввалента стоимости. Процент – это, простите, процент, а всеобщий эквивалент – всеобщий эквивалент. А различие между ними в том, что процент – это, повторим, рост в долге, а эквивалент это явление, имеющее место при обмене товаров (на рынке или по рыночным принципам). То есть – это товар, на который можно обменять некоторые другие товары с тем, чтобы обменять затем его (эквивалент) на другой товар из данной группы товаров. К примеру, пшеница является эвивалентом при обмене товаров, когда группа товаров обменивается на пшеницу, а сама пшеница, в свою очередь, обменивается на все товары в данной группе. Исторически обмен развивался на принципах от группового эквивалента ко всеобщему. Таким всеобщим эквивалентом в итоге стали деньги. В качестве металлических денег, возникших в глубокой древности, и поныне практикуются золото и серебро. Со временем возникли и бумажные деньги. В современном обществе они особенно распространены. Бумажные деньги являются «головной болью» для своего хранителя и пользователя. Они могут «гореть в огне», «тонуть в воде», обесцениваться при революциях, кризисах и прочих социальных неурядицах… И могут даже валяться под ногами, являя собой пример своего ничтожества. С золотом такого не случается. И мы вправе быть уважительными к нему…

А теперь еще раз можно спросить себя о том, что общего между деньгами, простите, и процентом. Только то ли, что «за процент надо доплачивать деньгами»? А что еще?..

22.12.2011. Продолж. следует


[1] İbn Kudâme, Abdullah b. Ahmed (ö. 620 h.) el-Muğnî, Beyrut, 1404/1984, c. IV, s. 138.

[2] İbn Rüşd, Muhammed b. Ahmed, (ö. 520/1126) Mukaddimât (el-Müdevvenetü’l-Kübrâ ile     birlikte), Matbaa-i Hayriyye, 1324, c. III, s. 49-51.

[3] İbn Hacer el-Heysemî, Havâşî eş-Şirvânî ve İbn Kâsım el-Abbâdî alâ Tuhfeti’l-muhtâc bi şerhi’l-minhâc, İstanbul tarihsiz, c. IV, s. 272-278.

[4] İbn Hacer, a.g.e. IV, s. 279; Ali el-’Adevî, Hâşiye ‘ale’l-Haraşî alâ muhtasar-i Seydi Halil, Beyrut, c. V, s. 56. İmam Malik’in görüşü farklıdır, o, para olarak kullanılan her şeyi para sayar.

[5]  На данную тему см. также нашу оценку вопроса (см. внизу текст: «От редатора») (Ред.).

[6] Bkz. http://www.timeturk.com/tr/2011/08/17/dinin-kaynagi-ben-miyim.html.

Свежие комментарии

    Архивы

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.