Ислам и психически больные
Вопрос: Говорят, что у людей, характеризуемых по нашей вере как «сумасшедшие», нет проблем и в Судный день. В эту категорию входят только они одни? А как быть с психическими больными (шизофрениками, параноиками, людьми с раздвоенной личностью и др.)? К примеру, если шизофреник совершит преступление, является ли он ответственным за него?
Ответ: «Разум» и «носитель разума», когда они рассматриваются в качестве правовых понятий, относятся к человеку, который способен различать добро и зло, обретение (прибыль) и потерю (в экономическом и широком социальном смысле). Если у человека нарушается эта способность, то с него снимается и ответственность по вере.
Всевышний Аллах говорит о том, что Он «не возложит ни на кого груз не по силам (неподъемный для него груз)» (2/286).
От Посланника (сас) есть такой хадис:
«Три человека не несут ответственности (за свои действия): лишенный ума сумасщедший, спящий человек во время сна и ребенок, не достигший зрелого возраста» (Ebû Dâvud, “Hudûd”, 16; Tirmizî, “Hudûd”, 2).
Психические нарушения у людей бывают в разной форме и разной степени. По этой причине к их оценке следует подходить с учетом этой их специфики. Так, люди полностью потерявшие разум, не несут ответственности за свои действия. Потому они не могут быть привлечены к правовому осуждению, физическому наказанию. Но материальный урон, который они наносят людям, компенсируется из их добра (см.: Mustafa Uzunpostalcı, “İslâm Hukukunda Ehliyeti Daraltan veya Ortadan Kaldıran Sebepler”, İslam Hukuku Araştırmaları Dergisi, sayı: 9, yıl: 2007, sayfa: 67–100).
См. также на линках (на турецк.):
http://www.fetva.net/yazili-fetvalar/eda-ehliyetini-ortadan-kaldiran-seyler-nelerdir.html.
Теги: ислам и психически больные, «разум» и «носитель разума», если у человека нарушается эта способность, то с него снимается и ответственность по вере, 2/286.
Опубликовано 29.11.2011
Свежие комментарии