Каддафи и воздаяние по исламу
Вопрос: Каддафи нашли и убили. Верно ли это по Корану? Надо ли было взять с него выкуп и отпустить или отпустить без выкупа? Или надо ли было предстать ему перед судьей?
Ответ (Я. Шенол): Попробуем ответить на вопрос в двух пунктах.
1. Телевизионые кадры показывали издевательства над Каддафи. По нашей вере, если человек даже заслуживает смерть, всё равно издеваться над ним не дано.
«Даже при заслуженном наказании Посланник осуждал битие по лицу» (Müslim, Birr, 113). Издевательства (пытки и др.) не практиковались даже по отношению к злейшим врагам, никогда не упускалась из виду мера наказания на поле битвы. И при этом не делалось различия между мусульманами и немусульманами, свободным и рабом, виновным и невиновным. Посланник говорил так:
«Кто издевается в мире над людьми, того Аллах накажет в ахирете (будущей жизни)» (Müslim, Birr, 117-119; Ebû Dâvûd, İmâre, 32).
Согласно Корана (47/4), пленные не могут быть убиты. Они овобождаются на взаимной основе или сами по себе. До овобождения с ними предписывается обращаться хорошо и кормить их. Эти примеры были поощрены. Своими указаниями, советами и практикой Посланник настойчиво призывал к тому, чтобы обращаться хорошо с пленными, не причинять им трудностей и страданий. Он не считал дозволенным избиение человека и применение по отношению к нему наказания. Он даже запретил отдельное расселение матерей (жен) и детей.
На предложение о применении пытки по отношению к заклятому врагу Посланник Аллаха сказал: «Я не применю к нему пытку. Несмотря на то, что я – Посланник, Аллах накажет меня в такой же форме». А в отношении того, чтобы убить врага, сказал: «В вопросе о том, чтобы убить, самые сдержанные – это мумины (уверовавшие)». Это было выражением его позиции по отношению к живому. И для мусульман она является принципиально важной (Şamil Dağcı, “İşkence”, Diyanet İslam Ansiklopedisi, c: 23, s: 430).
2. Аллах говорит так:
«Когда вы встречаетесь (на войне) с кяфирами, рубите им шеи до тех пор, пока вы не расстелите их на землю. Затем держите пленных крепко. А после отпустите их с выкупом или без него. Поступайте так до тех пор, пока война не оставит свое бремя…» (47/4).
Согласно аята, на поле боя с кяфирами надо сражаться. И делать это до потери ими способности сопротивления. Плененные после битвы должны быть помилованы или отпущены с выкупом. Это уже решение победителей.
Если эти положения Корана применить к нашему конкретному случаю, к Каддафи, то он, несмотря на свои неправильные действия, – мусульманин. И был схвачен не на поле битвы. Потому такие действия по отношению к нему, как смерть или пленение, не могут быть применимы по отношению к нему.
С поимкой Каддафи его следовало бы отдать в руки правосудия, а оно бы уже вынесло ему наказание. По исламу надо было бы спросить мнение семей убитых им людей и поступить в связи с ним. А семьи могли бы потребовать оплатить ему тем же (кысас) или потребовать с него компенсацию (откуп) за смерть своего родственника (диет).
От редактора. Каддафи является сложной и неоднозначной фигурой. Он является диктатором, правившим страной (Ливией) единолично в течение 42-х лет. В стране существовала тайная полиция. Исчезали люди. Вся власть была сосредоточена в руках одного человека. Она же была и «демократией» в этой стране…
С волнениями, которые начались еще несколько месяцев назад, Каддафи стал бороться силой оружия. У него была своя… армия (!). Как это можно иметь в стране свою армию?! И воевать ею против своего народа… Это с самого начала античеловеческая, а потому проигрышная позиция… Если народ сам не будет защищать себя и свою страну, его уже никто не защитит. Потому его война против своего народа «со своей армией», армией наемников», была авантюрой с самого начала, бесчеловечной по своей сути и обреченной на поражение в своем результате… Запад только помог народу в том, чего он добивался по своей воле… Власть всегда «в глазу» у всякой силы. А когда она пытается удержаться еще и силой «армии по найму», то это значит, что ей пришел конец. Конечно, ее будут «валить»…
А на какие вообще деньги содержится эта воюющая армия? Откуда она их берет, если деньги приходят в казну от труда тех людей, в которых она стреляет?.. А каким может быть моральный дух армии наемников?.. Никакого же духа у нее нет! Может ли такая армия что-либо выиграть?! Неужели этому не учат в военных академиях? И разве можно допускать столько ошибок «на пятачке власти»? Можно ли затевать войну со своим народом только ради того, чтобы предложить им себя в качестве «диктатора-продолжения»? Неужели 42 лет для этого было недостаточно? И неужели эти десятилетия ничему не научили? Надо было обязательно сделать так, чтобы тебя застрелили, простите, как… А после этого еще бы и демонстрировали как… Так мало ума оказалось в этой голове, которая заявила о себе миру Зеленой Книгой… После этого и на Книгу эту положиться нельзя. Никакая умная «Книга идей» не может привести своего Автора к такому исходу…
Ни площади, ни улицы, ни дома. Ни даже мемориальной доски… Несправедливо, конечно! Пока люди не могут позволить это себе. Сознание, которое застрелило полковника прямо на улице, пока не готово к суду над ним. К нормальному суду. «С процедурой» и исторической справедливостью. Может через 100 лет… Но это будут уже другие люди. Не те, которые жили при Каддафи. Они не простят…
Все побросали и разбежались. Кто куда… Одно точно, что с ним бы не спаслись… Сколько гнева должно быть в людях, чтобы застрелить так, сразу, на месте, в лоб. Но сколько надо сделать людям, чтобы набрать в них столько гнева!.. Не все диктаторы даже способны на это! Но этому «всё же удалось»…
Что поделаешь! Остается довольствоваться! Нелегко было добиться этого, но полковник добился. Пусть теперь благодарит или ругает себя. Потому что никого другого больше в этом деле нет. Сам заварил кашу, себе же и расхлебывать… Хотел жить в шатре в пустыне. Хотел!.. Но жил в роскошных дворцах Триполитаны. Жил до самого последнего времени. Так жил бы и дальше. Если бы не затеял тяжбу со своим народом. Со стрельбой в него из его же труда… И только теперь по-настоящему переехал в пустыню. Но теперь этот его перезд уже никакого смысла для него не имеет. И не только потому, что он «в безшатровой зоне», но, главным образом, потому, что велик грех у него на душе. И за него ему придется отвечать по полной мере. По которой у него спросит Всевышний Аллах…
…Вне улиц и дорог могила в песках. В затерянной пустыне… И даже без таблички… От пули «в лоб» прямо на улице. «Не законно», конечно! А откуда было взять этот закон777 тебя публично любом Она же сражается со своим народом?.. Каковы моральные основания войны с народом во имя удержания личной власти в стране?.. Как должен в этих условиях народ заявить о себе?..
Эти вопросы должны встать на повестку дня при обсуждении личности и политики Каддафи, включая последние минуты его жизни, связанные с волочением по асфальту в разорванной и окрававленной одежде. В ней же выставлен и на всеобщее обозрение в холодильнике торгового центра… Другой формы и другого места для него не нашлось!.. Герой-полковник, главком своей армии в своей стране, глав-нефть и глав-доллары Ливии кончил так, как беспризорный на улице… Подумать только, как был наказан!..
А, ведь, и в академиях учился! И при демократиях жил… Но ничему так и не выучился, как это ни жаль! Ничего не видел вокруг! Ни демократического и современного, которое идет от жизни, ни вечного и нетленного, что идет от памяти и истории. А еще и от благодарности людей… Всё стер! Оставил на асфальте!.. И в холодильнике… А еще у него спросится за погубленные души, пытавшиеся призвать его к ответственности. И придется пройти ему за это в ад…
…Конечно, обошлись «не по закону»… Но сам-то он какой закон применил к кому?! Было ли такое?..
И власти ничего не сказали о применении «закона». Мол, если окажется в руках, доставить туда да, тому-то. И сделать это незамедлительно!.. Не было же такой инструкции!.. А что будешь делать после этого «с полковником», «выпавшим из трубы» после бомбежки… Ну, и устроили ему линч… Мера известная и широко практикуемая в подобных случаях… Рвут на части и ни у кого ничего не спрашивают… Так и попал в торговый холодильник. Под ключ истории… Ни речей, ни оркестра, ни прощальных залпов. А, ведь, положены были они ему уже как главкому. И еще раз были положены как полковнику… Но сократили и это положенное. Всё это упразднил линч!.. А еще могло бы состояться увековечение памяти. Но и оно не состоялось. Отказали во всем!.. Одно лишь безжизненное тело погребли где-то в песках в пустыне. И никто даже не знает, где?..
Со временем справедливость восстановят. И воздадут должное. Как в заслугах, так и в нарушениях. А может и в преступлениях… Такой человек не может уйти в небытие «из витрины холодильника». Ему должно быть воздано по мере содеянного им. Этого требует совесть. Этого требует Всевышний. Положенные им законы допускают одну правду. По мере вещей. В мире людей это есть правда по совести. А по совести – это и по справедливости… Другой меры больше нет!..
…Когда говорят, что «в таком-то, вот, случае сделали не так, как это сделали, а надо было бы сделать по-другому», то сразу можно указать и на линчевание полковника Каддафи прямо тут же на улице, вскоре после того, как он оказался на руках у своих противиков… С этим, думается, согласится любой разумный. Но история сама, как это можно видеть «на тысячу и одном» примере, следует «по-другому», «вместо того, чтобы следовать ей так, как это ей надо бы следовать». Она никогда не считается ни с кем и ни с чем, и действует всегда так, как это ей в данный момент представляется возможным. И зачастую в массовых действиях, в толпе реализуется спонтанное действие. А его основу составляет неосознаваемая до конца иррациональность… Впрочем, и человек не всегда может понять самого себя… Это только потом, когда люди начинают сводить свои действия к разуму и пытаются понять их на его основе, они приходят к выводу, что были неправы, что они поторопились с принятием решения. Они поддались нерегулируемым и неосознаваемым чувствам и совершили действия, неадекватные смыслу ситуации. В эту оцену войдут и действия над Каддафи – от линча до его демонстрации в витрине холодильника в торговом центре…
Но почему сам полковник не сделал ничего для себя и своего спасения? Не в физическом плане, а в плане более высоком – социальном, духовном, нравственном… Почему он не обрел для себя такое положение среди людей, которое гарантировало ему хотя бы безопасное пребывание среди людей? ли лояльны по отношению к нему? Почему он не обрел уважения среди своего народа, хотя бы на уровне лояльного отношения к себе?.. Почему при встрече с ним захотелось разорвать его на части и пустить пулю в него? Почему не захотелось обнять и защитить его? Пусть даже ценой собственной жиэни… Вот это и есть «основной вопрос философии», заданный Каддафи как человеку и правителю…
А, ведь, 42 года был «абсолютом» в своей стране. Подумать только – 42 года! И ничего оказывается от народа не заслужил. Одну, лишь, пулю в лоб! Маловато, конечно!.. Все думали, что «там у них на Троне – герой». И никто не ожидал, что «героя» будут демонстрировать из торгового холодильника. А потом просто закопают. Даже без панихиды и почестей… За всем оказывается скрывалось лишь бренное тело, недостойное даже нормального погребения… Трудно вспомнить в истории подобный конец подобной Персоны… И только реальность произошедшего вынуждает поверить. А так бы ни за что!.. «Только во сне! Наяву такого быть не может!». Так бы сказали люди, если бы им стали описывать обстоятельства со стороны… К сожалению, всё случилось наяву. В жизни и истории. И именно так, как это рассказывают…
Полковник как-то сразу взметнулся вверх. С революцией. Низложив монарха Идриса взял власть в свои руки. И был таков! Больше его «в людях» никто не видел. Воспарил ло высот власти и уже не опустился. Отождествил себя со страной и предложил людям воспринимать ее как самого себя. Это характерно для монархов. Начинают с власти, а затем забирают под себя страну, народ и вообще всё, что значится в ней. И получается «мой народ в моей стране». А так как всё осваивается под категорию «мой», для другого «я» не остается ничего. Потому, когда говорят о том, что это «я» есть и ему что-то принадлежит, делается «натурально смешно». И нет его, и ничего ему не принадлежит!.. Есть только воля «Абсолюта от Я». Она и есть предел, мера и границы всего. И все 42 года это было так. Иди и думай после этого, как быть?! А в массовых сценах долго не думают. Скопившееся за десятилетия взрывается как вулках и летит «до седьмого неба». Так это было и в данном случае. Как только схватили, тут же сразу стали вершить самосуд. Не посмотрели ни на что, не посчитались ни с чем! И тут же закатили пулю… Просто не могли удержаться от того, чтобы не сделать этого… Народный гнев – как кипящий вулкан. Единственное спасение от него – это чтобы не кипел…
…Правил 42 года (!). И были все возможности, чтобы не допустить… Один правил всей страной, ее богатствами и людьми. Как говорится – все карты в руки! Играй! Не смог!.. И оказался жертвой своего неумения. Оно же и высокомерие. И безмерие… А на деле оказалось, что всё очень просто. Яркий надутый баллон в воздухе. И ничего больше!.. Кончика иглы оказалось достаточно, чтобы обнаружить это…
А жаль! Мог бы сделать много! И для себя, и для людей… Если эта энергия пошла не на пиар, самолюбование и войну с народом, а на цели, которые значились в лозунгах. И каких здесь только не было! Весь спектр идей от социализма до ислама, замешанных на преклонении перед идеей шатра бедуинов. Это – похвально. Не забыл свой род и корни. Но что осталось от остальных идей?.. Научные конференции «через столько-то лет» объективно ответят на этот вопрос…
…Правитель должен знать много. Например, многосмысленность и многоходовый характер жизни. Что не всегда в жизни так, как это в учебниках. Особенно в социально-историческом познании. Эта сфера вообще близка к иллюзиону. Ибо в ней всегда есть «двойное дно»… И когда ты правишь ряд десятилетий в одном кресле, то не всегда то, что тебе говорят, есть то, что есть на деле. А еще если правишь самолично… А еще если правишь для себя и под себя… А для этого вводишь угодные себе ограничения… Ты же делаешь всё это! Ты же должен знать, какая реакция у людей на это? Почему не знаешь?.. В этих условиях ты или сам должен ездить в клетке среди людей или их должен оградить от себя прутьями. Почему не сделал этого? Как можно появляться в твоей ситуации среди людей без таких мер?! Это всё равно, что войти ко львам. Конечно же, растерзают! И сделают это мигом. Не моргнув глазом!.. Это и показали нам видеокадры…
..Бежать хотел! В Африку! В другую пустыню! С южноафриканцами. Они должны были его вывезти… Еще один отказ ума!.. Куда тебе бежать, безумный?! Разве есть такое место на Земле? Не осталось же, ведь! Тебя найдут из под земли!.. Всю выроют, но тебя найдут! Слишком дорого ты им обошелся, чтобы они оставили тебя просто так!.. Как плохо, что ты не понял и этой простой вещи…
А еще посмотрим на тех, кто собирался везти его в другую пустыню. Опять иностранцы! А где своя армия? Не осталась? Сбежала? Развалилась?.. А разве с наемниками по-другому бывает?! Армия бывает только из своих. Своего народа. Из иностранцев армии не бывает. И за деньги не воюют. Только за жизнь и смерть. А еще и за честь. Ни за что другое больше не воюют… Иностранные легионы на этих начала не воюют. Они воюют только за деньги и ни за что другое больше. Неужели это не сказали тебе в академиях. Наверное, пропустил занятие. Иначе, осталось бы на всю жизнь…
Тот, кто заводит свою армию из наемников и воюет с ней против своего народа, ведет себя вообще на абсолютистский манер, никого не считает за человека, – о побеге «в другую» пустыню должен думать более умно и заблаговременно. А Землю надо исключить с самого начала. Не дадут скрыться на ней. А, вот, уважаемого полковника и вовсе не довезли… И вообще надо искать нечто более надежное. Что-то вроде Луны и Марса. Если бы еще 20-30 лет продержался, то, точно, смог бы полететь. Хотя всё это представляется пока очень туманным…
И напоследок о законах. Высокая наука находит их даже там, где, простите, «кошка настигает мышку». В таком случае и то, что случается на улице и по уличному – тоже несет в своей сути нечто закономерное и необходимое. К примеру, линч. Это – уличный правопорядок. Пресечние безнравственного, позорного, безмерного и недопустимого силами и средствами самой толпы. Зачастую – это смерть. Если не убежать от нее каким-то чудом… Каддафи убежать не удалось. И последовал линч. Его классический пример…
Линч нельзя оправдать. Но и отменить его ни у кого нет сил. Ни у кого это не получается. Потому и остается он в правах и нравах при осуждении его правом и нравами… Такая, вот, природа у этой меры пресечения и наказания. Двойственная! И принять не можем, и отказаться тоже неспособны… Но опять же все знают, что действия за пределами разума ни к чему умному не ведут. Знают, но всё равно продолжают делать так, что действия попрежнему «ни к чему умному не ведут»…
А, вот, что говорит Аллах: «Не посягайте, без достаточной причины (без права), на душу, которую Аллах посчитал неприкосновенной» (6/151, 17/33). «Они (уверовавшие) не посягнут, без достаточной причины (без права), на душу, которую Аллах посчитал неприкосновенной» (25/68) [1]. Как видим, Аллах делает важную приписку (оговорку) к вопросу о непосягательстве на душу, которую он посчитал неприкосновенной. Эта приписка связана с формулировкой: «Не посягайте, без достаточной причины (без права)». А если эта причина присутствует в линче?..
Но всё равно линч – это процесс, неконтролируемый умом. Нечто вроде массового психоза толпы – убить, разорвать, уничтожить… Потому к нему всё равно придется вернуться. Только тогда его можно будет понять в объективном виде… Объективность можно вернуть. А как быть с человеком и событиями? Их же не вернуть!.. Сто раз пусть будет после этого прав Каддафи! Кому это надо! Ни «монетку» этой правды уже не вернуть! Потому смысл правды личнча (или подобного ему процесса) в самой правде для будущей жизни и в восстановлении исторической справедливости.
А как быть в случае, если линч оказался правдой? Если он стал заслуженным наказанием порока и восстановлением попранной справедливости?.. А, никак! Просто так проявила себя закономерность из серии улично-стихийных, неосознаваемых и неконтролируемых процессов. Кто чувствует за собой возможность такого к себе отношения со стороны уличного «электората», способного голосовать «против» пулей в лоб, пусть и ведет себя соответствующим образом. И в пустыню, «по новому адресу», едет, минуя разъяренную толпу, а не через нее. А еще и разведка должна быть своя. Чтобы вертолеты не завели в эту самую толпу…
Что еще сказать? Разговор только начинается. И всё, что надо, ещё скажут…
Но одну мысль подчеркнем. Сейчас говорят, что позиция лидера Джамахирии строилось на идеях социализма, ислама и элементах национального сознания и культуры… В это трудно поверить!.. А если прямо и откровенно, – то не строилась (!). Шатер был внешним убранством этой культуры от бедуинов. А в сути ничего не было. Если бы из трех названных элементов был полноценно задействован хотя бы один, то этого уже было бы достаточно для всего… Истории еще предстоит выяснить, какие побуждения и идеи направляли мысль и волю полковника Муаммара на деле, по истине…
Теги: Каддафи и воздаяние по исламу, Каддафи нашли и убили, верно ли это по Корану, 47/4, Шенол, правил 42 года.
Опубликовано 02.11.2011
[1] См. также: 2/178, 190, 244; 5/33-34, 9/36, 47/4.
Свежие комментарии