Почему в Коране темы приведены в разных сурах?
Вопрос: Почему коранические аяты не написаны по темам? К примеру, тема хаджа приводится в нескольких сурах. И намаз также… Почему темы приводятся в разных сурах?
Ответ (др. Ф. Орум): Коран не является книгой (учебником. – Ред.) по поклонению, нравственности, праву, физике… Потому у него нет последовательности в темах. Он повествует обо всем и является глубокой книгой, в которой каждый его аят, связанный с некой конкретной темой, прямо и опосредственно связан также и со многими другими темами. Эта божественная содержательность делает его неисчерпаемой. Подобно тому, как ограниченным набором цифр можно выразить любое число, так и аятами Корана можно описать бесконечный мир…
Аллах говорит так:
«Вспомните, Аллах обещал вам одно из двух групп (торговый караван или вооруженный отряд мекканцев). И вы пожелали, чтобы бессильный (караван) был вашим. А Аллах своими словами хотел утвердить право (правое) и пресечь продолжение кяфиров (неверных)» (8/7).
Аят, ниспосланный в процессе дележа трофеев после битвы при Бедре, имеет связь с другими аятами. Аллах говорит так:
«Алиф, Лам, Мим. Римляне потерпели поражение. В очень близком месте. Но они победят после этого поражения. В течение нескольких лет… Воля принадлежит Аллаху. В этот день возрадуются и уверовавшие, с помощью Аллаха. Он помогает тому, кто следует установленному им порядку. Аллах является абсолютной силой. Это слово, данное твоим Аллахом! Аллах не отклонится от данного им слова. Но большинство людей не знают этого» (30/1-6).
Мусульмане, безусловно, ожидали событий, связанных с обещаниями, высказанными в аяте (8/7). Поэтому они следили за сообщениями с севера. В это время пришло известие о караване. И они, возможно, приняли его за обещанное Аллахом. С этой целью они вышли в путь. Но с приближением армии из Мекки и утратой возможности овладения караваном цель была изменена. И связи с этим могло наступить разлчарование… В то же время и битва между сторонами сделалась неизбежной. Это стало причиной обеспокоенности среди мусульман. Ее мы находим в суре Энфаль. Аллах говорит так:
«Вы вышли в путь для (захвата) каравана, чтобы осуществилось обещание Аллаха. Вы думали, что это будет легко. Но в силу того, что Аллах пожелал для вас нечто более полезное, вы встретились с войском. Вы начали испытывать беспокойство в связи с обещанием и армией перед вами. Начали молиться. Аллах принял вашу молитву и, несмотря на допущенную вами очень большую ошибку в ходе битвы, вы выиграли сражение в силу обещания, данного Аллахом вам». Совершенная ошибка состояла в том, что вместо достижения решительной победы (в вере) над противником, мусульмане стали заниматься захватом пленных.
В аятах 67 и 68 суры Энфаль (8) Всевышний Аллах говорит так:
«Ни у одного посланника нет права брать пленных, пока он не станет господствовать на поле боя. Вы желаете добра, которым хотите овладеть сразу. Аллах же желает последующего. Аллах силен, принимает верное решение» (8/67-68).
Вместо того, чтобы возиться с пленными, надо было продолжать воевать и преследовать бегущих. Очиститься от кяфиров можно было только таким путем. И задачей Аллаха на деле было именно это:
«А Аллах своими словами желал утвердить право и прервать продолжение (род) кяфиров» (8/7).
О действиях, которые надлежало совершить в ходе битвы и после нее, Аллах говорит так:
«Когда вы встречаетесь с кяфирами (неверными) на поле битвы, рубите им головы. А если победили, держите их крепко. Пленных отпустите за выкуп или без него. До тех пор война сложит своб тяжесть (пока противоположная сторона не будет полностью обессилена)» (47/4).
Из-за этой ошибки результат битвы мог бы быть очень удручающим:
«Если бы Аллах ранее не оформил письменно (свое решение о том, что одна из двух групп будет ваша), то вы бы не избежали большой беды на свою голову из-за взятых вами пленных» (8/68).
И при Ухуде случилось так. Горечь, которую пережили мекканцы при Бедре, мусульмане пережили при Ухуде:
«Если вы получили рану, то и группа перед вами, тоже получила подобную рану в свое время. Мы чередуем эти дни (счастья и несчастья) между людьми. Это делается Аллахом для того, чтобы выявить уверовавших и того, кого из вас взять в свидетели. Аллах не любит поступающих неверно» (3/140).
Но в силу того, что при Бедре было обещание Аллаха, мусульмане избежали этой горечи (наказания)
Как видим, проходящие в сурах аяты могут быть фрагментами темы. Подобно тому как в лаборатории собираются вместе вещества с некой функцией, рассеянные в своем естественном состоянии в природе, так и аяты Корана содержат в себе положения, которые могут быть приведены в связь друг с другом при разных темах. При первом взгляде это может порой остаться незамеченным, но на деле коранические аяты переплетены друг с другом в бесконечной связи в рамках цели и назначения Корана.
От редактора. Есть еще один аспект в понимании того, почему одна и та же тема представлена в Коране в разных аятах (в том числе и в аятах разных сур). Это связано с ниспослланической природой Корана… Коран ниспосылался в течение более двух десятков лет для общества, для которого он был совершенно новым делом. И пусть теперь каждый сам задумается над тем, как можно было дать эту Книгу людям, у которых образовательный уровень во многих случаях не дотягивал даже до письменной речи?..
Обратим внимание на то, как мы сами изучаем науки. Если взять в качестве примера школу и вуз, то легко понять процесс изучения знания как процесс постепенного и пошагового движения в направлении к нему. Мы как бы восходим на гору знания. Мы никак не можем оказаться на ее верхушке как-то сразу, а можем сделать это только путем восхождения на нее…
У образовательного процесса есть еще одна особенность. Он не может начинаться «с середины», а тем более «с конца». Так, если начать учить школьника физике, которая начинается с 5-го, скажем, класса, то его надо начинать учить именно с этого класса. Если дать ему учебник 6-го, то нассчитывать на то, что чему-то научишь, трудно. А о более высоких ступенях даже не говорим… Сознание человека устроено так, что если оно натывается на непонимание, оно дальше не идет, так и застревает на непонятом как на преграде для дальнейшего движения… Второй этаж дома можно пстроить только после первого. Ибо второй этаж – это не просто «второй», это еще и основание для первого этажа. Потому, простите, нигде в мире нет ни одного дома, у которого между этажами были бы «слои» пропущенных этажей… Так обстот дело и со знанием в рамках процесса обучения ему. Так это дело обстоит и с Кораном.
Потому Коран строится не только как источник знания, он строится еще и с учетом обучения тому, что он несет с собой в виде содержания знания. Он есть в прямом смысле учебник Корана. Или Коран есть теория, изложенная в виде учебника. Соединение этих двух принципов исходит из характера обучаемой аудитории. А ее образовательный уровень следут принять за уровегнь начальной школы… А теперь давайте мы сами будем решать эту задачу. Задачу о том, как сообщить людям знание о том, что сообщает Коран, и сделать это так, что оно еще было понятно людям и усвоено ими. Учтем и то, что передатчиком этого знания от Аллаха людям является Посланник, который прекрасен как человек, но уровень образования которого «такой же, как и у всех». А «у всех» он такой, что им всё кораническое надо рассказывать «с самого начала». При этом надо учесть, как отмечено, и то, что Коран является делом совершенно новым в данном обществе».
Но и это еще не всё! Коран ниспосылался в обществе, общественное сознание которого уже имело своих богов и поклонялось им «по всем правлам поклонения настоящим богам». «Настоящим» потому, что боги эти были ложными и пустыми. Но уже в этой роли были «богами». А против любого бога в любом обществе говорить всегда трудно… Так и Коран встретил сопротивдение. Порой оно было яростным. В итоге оно приняло стремление уничтожить самого Посланника…
Если принять во внимание все эти условия – от духовно-образовательных до социальных, – то мы и получил реальную картину того исторического фона, на котором надо было дать людям знание о Коране… Так эта задача превратилась в задачу обучения Корану и предстала как задача коранического образования. Соединение теории Корана стало одновременно и задачей обучения этой теории. А это есть задача школы и образования в целом… К примеру, на современной научной конференции люди «не подвергаются образованию», они просто получают новое знание в дополнение к тому, которое существует у них. При желании это можно назвать «научно-конференционным образованием»… В школе же практикуют «просто образование». Коран был такой школой «простого образования»…
И если бы эта задача «встала перед нами», как мы уже обратили внимание на это, то нам бы пришлось принять во внимание, как минимум, все приведенные выше факторы. Мы не знаем, «как бы мы ее решили» применительно к началу 7-го века, но для нас важно заметить, что ее решил сам Аллах. Он дал не только знание, но дал его еще и в виде учебника знания. То есь Аллах не упустил из внимания момент образования. Он включил его непосредственно в механизм ниспослания и непосредственно в то содержание знания, которое передавалось Посланнику в каждом аяте для последующей передачи его людям. Учесть это архиважно для понимания Корана не как готового, а как исторически формирующегося знания, которое реализуется в обществе в своем «натуральном», так сказать, виде в системе школьного образования.
Именно в силу этого мы находим первые аяты короткими, как и само ниспослание. Затем аяты делаются более распространенными. Возрастает и число аятов «в блоке», в суре. И эта тенденция действует уже в продолжении всего ниспослания [1]… Еще одним принципом является упорядочение аятов в Коране в целом. Этот порядок аятов отличается от порядка их ниспослания. То есть порядок ниспослания аятов не всегда повторяет порядок их следования в Коране [2]…
Когда мы говорим о коротких (начальных) и длинных (последующих) аятах и сурах, то здесь имеется в виду не только численный или механический смысл, но также и смысл содержательный или функциональный. Речь идет о том, что первые аяты представляют описываемое явление (событие, вещь) в общем виде, общих чертах и определениях, а последующие вносят в них свою определенность и делают их более конкретными. Движение коранического мышления можно характеризовать как процесс развития от абстрактного к конкретному, от общего к частному, от менее определенного и осдержательного к более определенному и содержательному… Но это уже закономерность познания, практикуемая нами. Значит и Коран следует этой общей логике развития мысли (мышления). То есть думает (мыслит) так, как это делаем и мы. Точнее, мы думаем и мыслим так, как это делает Аллах. Ибо наш дух идет от его духа. Он говорит о том, что вдохнул в нас от своего духа. К примеру: «Затем сформировал его (человека), вдохнул в него от своего духа. И сотворил для вас уши, глаза и души. Как мало вы благодарите!» (32/9)…
Таким образом, аяты Корана можно рассматривать в двух плоскостях (на двух уровнях): на горизонтальном и вертикальном. На горизонтальном – это значит в плоскости описания явления в однопорядковой размерности приводимых его определений (приводимый в ответе на вопрос пример может стать его иллюстрацией). Вертикальный уровень может иметь два смысла: временнóй или исторический и логический. В первом случае приводимые соображения (определения, суждения) развиваются в соответствии с историческим развитием самого описываемого явления, во втором они углубляются в плане его логического познания. И здесь движение мышления может идти как от абстрактного к конкретному, общего – к единичному, менее определенного к более определенному, так и в обратном направлении. Эти два хода мышления можно характеризовать еще и как дедуктивное и индуктивное мышление…
Всё это позволяет сделать тот общий вывод, что кораническое содержание формируется в полном соответствии с нашими принципами мышления и познания. Но «с нашими» потому, что они сами, эти наши принципы, повторяют и воспроизводят в своей сути принципы мышления Всевышнего Аллаха и его духа, который он передал нам, «вдув» его в нас от себе, чтобы мы были людьми по его мере… А так Аллах создает мир и человека, то у него имеет место и согласование по духу и миру. Без этого согласования мир бы не имел смысла для духа и не мог бы сделаться объектом для его размышлений. А если человек всё же размышляет о нем и ориентируется в нем по результатам этого размышления, то это и значит, что мир и дух согласованы между собой. Мир как таковой, как он есть сам по себе в своей созданности Аллахом, полностью соответствует тому представлению о себе, которое дает о нем дух. Но дух объективный. Ибо по себе он может быть любым… Коран описывает мир, который создан Аллахом как нечто объективное. Объективный подход к миру и его объективное описание характеризуют Коран как систему объективного знания. В коранических категориях эта система предстает как фытрат. Аллах многократно подчеркивает эту мысль о Коране как о фытрате [3]. Эту фытратическую систему или систему объективного знания в Коране и как сам Коран мы и познаём наукой. И это ей оказываются свойственными те общие положения, которык высказаны о ней как системе объективного познания. А именно то, что построение знания в этой системе может идти как в одном направлении, так и в другом. А в целом в двух направлениях – от подошвы к вершине или, обратно, от вершины к подошве. Или в формах индуктивного (в первом случае) и дедуктивного (во втором) направлений. А если оно, – это, кораническое, знание, – строится на эти принципах, то и познаваться оно будет тоже на них. Никакие другие принципы мышления и познания для него уже не подойдут…
Как движение сверху до низу, от вершины до подошвы (дедуктивное), так и движение от низа до верха, от подошвы до вершины (индуктивное) на деле представляют один и тот же процесс (мышления и познания), но реализуемый из двух разных начал. В первом случае он начинается с вершины и завершается «в подошве», во втором – всё складывается обратным образом. Процесс начинается с «подошвы» и завершается на самом верху… То, что является началом для первого, оказывается завершением для второго и обратно… Но в первом случае (при дедуктивном движении) процесс «сматывается с клубка», а во втором (при индуктивном) – наматывается на него…
В данном случае для нас важно проследить эту особенность развития мысли (мышления) еще и в плане ее целостности. Если характеризовать ее как «нить» рассуждений, то легко видеть, что нигде она «не порвалась» и ничего не потеряла из себя. Как была целой, так и «смоталась с клубка» или «намоталась на него»… Так и коранические аяты. Они связались логикой мысли в эту нить и ни одну из них уже не вырвешь из этой связи (нити). Сделать это можно только теоретически… Потому живой Коран или Коран как таковой есть единство всех своих аятов. Другое дело, что в каждом отдельном случае их можно рассматривать в любом из интересующих познание аспектов. Тогда в одном случае одни из них по отношеню к другим могут выступить: а. как (логически) более общие или даже всеобщие положения и определения Корана, а другие – как более частные и конкретные, b. как исторически более ранние, а другие – как более поздние, с. как тематически (функционально) относящиеся к данной теме или не относящиеся к ней, развивающие ее в том или ином направлении и т. д. Но опять же все эти действия делаются осмысленными в системе целостного Корана и лишаются смысла при переносе их за эту его целостность…
А теперь можно говорить о том, почему одна тема проходит в нескольких аятах, а одна только «в некоторых», а «эта» вообще не проходит нигде (откуда Аллах, как он сотворил мир и т. д.). А то всего этого без приведенного не понять…
Теги: почему в Коране темы приведены в различных сурах, (30/1-6), (8/67-68), (8/7), (47/4), (8/68), (3/140), от редактора, это связано с ниспослланической природой Корана, дедуктивное и индуктивное мышление, аяты Корана можно рассматривать в двух плоскостях.
Опубликовано 13.10.2011
[1] По этому вопросу см. исследование Ч. Гусейнова: Ибн Гасан. Коранические суры, расставленные по мере ниспослания Пророку и переведенные с огузского наречия Чингизом Гусейновым. – М., «Три квадрата», 2002. – 496 с.
[2] См. там же.
[3] «Ты поверни свое лицо прямохонько в сторону этой религии (веры), фытрату Аллаха. Он создал человека по нему» (30/30).
Свежие комментарии