Коран и традиция. Процент (продолж.)
Проф., др. А. Байиндир
СТЕНА ЗАЩИТЫ ОТ ПРОЦЕНТА
Между долгом и куплей-продажей есть известное сходство. Но и между человеком и обезьяной тоже есть сходство… Те, кто говорят, что «купля-продажа подобна процентной сделке» исходят из этого сходства. Посланник Аллаха показал отличие процентной сделки от процесса купли-продажи на примерах с такими продуктами (товарами), как золото, серебро, ячмень, пшеница, хурма (финики) и соль. Так было проведено четкое различие между процентной сделкой и торговлей (куплей-продажей).
По словам Абу Саида ел-Худри (ра) он сказал так:
«При наличном обмене сделка совершается в равном отношении золота на золото, серебра на серебро, пшеницы на пшеницу, ячменя на ячмень, хурмы на хурму, соли на соль. Кто увеличивает или желает большего, тот входит в процент. В этом вопросе дающий и берущий находятся в одинаковом положении» [1].
Этот и подобные хадисы образуют защитную стенку против процента. Наличный обмен в группе этих товаров между собой (или между продуктами одного вида: золота на золото и др. – Ред.) закрывает двери для процента. Если это называется торговлей, то сделка, при которой берутся 110 лир, а в долг даются 100 лир считается процентом. Когда продажа в кредит 100 лир за 110 считается торговлей, то в запрете процента не остается никакого смысла.
В хадисе, подчеркнем, говорится о том, что в рамках своего вида отмеченные товары (приводятся шесть видов товаров) обмениваются в наличной форме и в равном отношении. Это закрывает еще одну дверь для процента. Основой процента является стремление получить более того, что дано. Если он может сделать это путем торговли, то перевести это в долг не составит труда. К примеру, кто желает получить долг, тому, на определенный срок, даются беспроцентные 110 лир. Затем он покупает эти золотые наличными за 100 золотых и должник уходит со 100 золотыми на руках, но долг составляет у него 110 золотых. А когда товары определенных групп обмениваются между собой в наличной форме и в равных отношениях, то процент в этом случае делается невозможным.
Посланник Аллаха говорит так: «Если серебро продается с рук за золото, то в бóльшем количестве серебра нет вопроса. Но с оплатой «на потом» это запрещено. Если ячмень продается с рук за пшеницу, то в бóльшем количестве ячменя нет вопроса. Но с оплатой «на потом» это запрещено» [2].
Золото и серебро и пшеница и ячмень могут занять место другого. Отношение между их ценами устойчиво и больших изменений в них нет. Если обмен между этими товарами не будет предусмотрен наличными, то возможно вхождение процента в этот акт. К примеру, пусть отношение между серебром и золотом составляет 10:1 (что значит, что 1 г. золота равняется 10 г. серебра). В этом случае ростовщик может продать килограмм серебра за 110 г. золота, которые он получит через год. Должник уйдет от него с килограммом серебра, но долг его составит 1100 г. серебра или 110 г. золота. Так в сделку входит 10-ти процентный прирост под прикрытием торговли. . Золото и серебро являются драгоценными металлами, которые имеют хождение в виде денег. Этим они отличаются от других металлов.
Следующий хадис приравнивает к процентной сделке и торговлю с валютой при оплате в рассрочку («на потом»):
Абдуллах б. Омар говорит:
«Продавал я верблюдов в Беги. Продавал за динары, а на них покупал дирхемы. Продавал за дирхемы, а на них покупад динары. Пришел к Посланнику Аллаха. Он был в доме у Хавсы. Говорю ему: «О, Посланник Аллаха, с позволения, хочу спросить одну вещь. Я продаю верблюды в Беги. Продаю за динары, на них покупаю дирхемы. Продаю за дирхемы, на них покупаю динары. За это покупаю это, за то даю то». Сказал: «В том, чтобы покупать по текущей цене, проблем нет. Но не расставайтесь, оставляя что-либо между собой» [3].
Этот хадис закрывает еще одну дверь, открывающуюся для процента. Ибо в случае, когда 1 динар составляет 10 дирхем, ростовщик сначала дает 1100 динар, а затем покупает их за наличные 10.000 дирхем. Эти два акта являются процентной сделкой под видом торговли. Процент составляет 10%.
Указанные выше шесть видов продуктов все подходят для того, чтобы, манипулируя ими, представить процент кк торговлю. Хадисы являются преградой в этом.
Благодаря тому, что в традиции хадисы были трактоваться в отличие от своего смысла, то создалась возможность обойти запрет процент в показательных актах торговли, характеризуемых как «муамеле-и шерие». К примеру, человек, желающий взять взаймы, кладет свой товар перед человеком, который дает взаймы, и говорит: «Я продал это тебе за 10 золотых». Он покупает его и оплачивает его стоимость. А затем говорит так: «Продай мне этот товар на условиях оплаты через год за 11 золотых». Так он может получить 11 золотых за товар, который он продал за 10 золотых. Так товар выходит из сферы предмета обсуждения (торговли), остается долг, который взят в 10 золотых с оплатой его в 11 золотых. На эту торговлю говорят «две торговли в одной». У этой сделки есть множество разновидностей. По сообщению от Эбу Хурейры, Посланник Аллаха запретил «две торговли в одной» [4]:
«Кто в одной продаже совершит две продажи, или возьмет более низкую цену, либо войдет в процент» [5].
Согласно хадиса, в указанных сделках берущая сторона либо возьмет 10 золотых, либо она войдет в процент. В силу ложного трактования приведенных хадисов [6] в эпоху Османлы сложилась и соответствующая практика кредитования в долг. С этой целью было создано большое число фондов. К примеру, в 1456-1551гг. в Стамбуле насчитывалось более тысячи (1161) денежных фондов [7]. Согласно исследованиям Исмаила Курта, в архиве Стамбульского муфтията по данному реестру обнаружилось 3950 денежных фондов, находящихся под надзором стамбульских судов [8].
Эта практика в Османском государстве не является отклонением от существующего правопорядка. Ибо османские султаны, судьи и муфтии приказывали действовать и давать фетву только в соответствии с теми представлениеми, которые были приняты за истинные в веронаправлении Ханефи [9]. Потому здесь вместо осуждения Османлы следовало бы осудить, прежде всего, османскую улему (османских богословов). Ибо в этом случае они не проявили должного сопротивления [10].
05.10.2011. Продолж. следует
[1]Müslim, Müsâkât 82.
[2] Ebû Davûd, Buyu’, 12.
[3] Ebû Davûd, 14; Nesâî, Büyu, 50.
[4] Tirmizi, Sünen, büyû’ bab 18, hadis no 1231; Tirmizi’ye göre bu hadis hasen ve sahihtir. Abdullah b. Amr, İbn Ömer ve İbn Mes’ud’un da bu konuda rivayetleri vardır. İbn Ömer rivayeti, büyû’ bab 68, hadis no 1309’dadır. Nesaî, Sünen, Büyû’, bab 73, hadis no 4632; Ahmed b. Hanbel, Müsned, II/71, 174, 175, 177, 179, 205. Beyhakî, es-Sünenu’l-kubrâ, hadis no 10660, 10661 (от Ebu Hureyre), 10662 (от Abdullah b. Amri), 11172 (от İbn Ömer).
[5] См.: Ebu Davud, Sünen, Büyû’ bab 55, hadis no 3461; Muhammed b. Hibban (ö. 354 h.) Sahih-i İbn Hibban, Beyrut 1993/1414, ikinci baskı, Şuayb el-Arnaut tahkikiyle, c. 11, s. 348; Ahmed b. el-Huseyn el-Beyhakî (384/458 h.), Sünenu’l-Beyhakî el-Kubrâ, Mekke, 1994/1414, Tahkik; Muhammed Abdulkadir Ata, 1992/1413 Beyhakî 10661 riba kaydı yok, Beyrut, c. 5, s. 343; Muhammed b. Abdullah el-Neysâbûrî (321/405 h.) el-Müstedrek ale’s-sahihayn, Tahkik; Muhammed Abdulkadir Ata, hadis № 2292, Beyrut 1990/1411.
[6] По этим хадисам см.: Abdulaziz BAYINDIR, Ticaret ve Faiz, İstanbul 2007, s. 68. (Bir Safkada İki Safka Yasağı).
[7] Ömer Lutfi Barkan ve Ekrem Hakkı Ayverdi, İstanbul Vakıfları Tahrir Defteri 953 (1546) Tarihli, İstanbul 1970, s. XXX, 41 numaralı dipnot
[8] İsmail KURT, Para Vakıfları, İstanbul l996, s. l69 (в конце книги приводится перечень денежных Фондов в Стамбуле).
[9] Ali Haydar, Dürer’ül-hükkâm şerhü Mecellet’il-ahkâm, İstanbul 1330, c. IV, s. 696-700.
[10] По вопросу о махинациях в процентной системе см.: Abdulaziz BAYINDIR, Ticaret ve Faiz, s. 218 vd.
Свежие комментарии