Число намазов в Коране
Вопрос (сокращен): Каково число обязательных намазов в Коране: 3 или 5? Комментаторы говорят о разных числах но ссылаются на один и тот же аят – на аят 11/114 (сура Худ ) (соотносятся позиции А. Байиндира и С. Атеша. – Ред.).
Ответ: В отношении аята 114 суры Худ есть большие ошибки традиционного понимания. В силу того, что многие авторы не входят в критику этих ошибок традиции, они продолжают сохраняться. (Это имеет место, как кажется, и в переводе С. Атеша. – Ред.) Перевод аята таков:
«Совершай намаз в обоих половинах дня и в то время, когда ночь близка ко дню. Ибо доброе (добродетельное) стирает худое. Это является напоминаием для тех, кто желает думать умом» (11/114).
В период ниспослания Корана «днем» назывался отрезок времени от восхода Солнца и до его захода. После этого ученые предложили новый термин и «днем» стали называть время от просветления места утренней звезды до захода Солнца (nehâr-i şer’î). Когда это понимание вошло в тефсири, вся система обвалилась. И аяты, связанные с указанием на времена намаза, пришли в непонятное состояние. А вопрос заключается в том, что Коран был ниспослан языком арабского общества (а значит и со смыслом понятий, которые имели место в этом обществе. – Ред.). Аят таков:
«Мы послали каждого посланника с языком его общества, чтобы он всё хорошенько разъяснил им…» (14/4).
Подчеркнем, по языку этого общества «день» есть время между восходом и заходом Солнца. «Сторона» (طرف) – это «одна из частей вещи». «Две стороны дня» – это (две) его части. В силу этого аят предписывает совершать намаз в обоих частях дня. Согласно аята 17/78 (Исра), время обеденного намаза начинается с того момента, когда Солнце пройдет зенит и начнет двигаться на запад. В аяте 50/39 (Каф) вторая сторона дня характеризуется как время до захода Солнца. Так предписание Корана о том, чтобы совершать намаз в двух сторонах (частях) дня, получает свою определенность в виде предписысываемых Кораном двух намазах в течение дня: полуденном и послеобеденном.
В арабском – в значении «близости», «близкого», – есть понятие «зульфа» (زلفة). В аяте проходит ее множественное число зулеф (زلف). В арабском множественное число указывает, как минимум, на три вещи. Выражение аята “زُلَفًا مِّنَ اللَّيْل” – зульфы ночи – означает, как минимум, три зульфы, с учетом того, что сама ночь продолжается, как отмечено, до времени, «когда ночь близка ко дню». В итоге три намаза ночи оказываются такими намазами, как вечерний, ночной и утренний намазы.
А теперь рассмотрим перевод С. Атеша:
«Совершай намаз на двух сторонах (в двух половинах. – Ред.) дня (утром, вечером) и в часы, близкое к ночи…».
Если под понятием «день» в данном случае подразумевается время от восхода до захода Солнца, остающиеся за пределами этого утренний и вечерний намазы не могут быть «сторонами» дня.
Если «день начинается с просветления места утренней звезды и продолжается до захода Солнца», утренний намаз становится одной счтороной дня, но в стороне остается вечерний намаз. В обоих случаях две стороны дня не могут быть временем утреннего и вечернего намазов.
Eğer “gündüz, tanyerinin ağarmasından güneşin batmasına kadar olan vakittir” diyorsa sabah namazı gündüzün bir tarafı olur; ama akşam namazı dışarıda kalır. Her iki durumda da gündüzün iki tarafı, sabah ve akşam namazı vakitleri olmaz.
(А. Байиндир продолжает критику С. Атеша, но мы… пощадим читателя. Из оставшегося текста приведем только приводимое. – Ред.)
«Близость», о которой говорится в аяте, это не близость к ночи, а близось ко дню (время, близкое ко дню). Вечерний намаз совершается с заходом Солнца и до времени исчезновения красноты неба (горизонта) на его западной стороне. После этого, с исчезновением света на западе горизонта и до наступления ночи (полной темноты), вступает в права время ночного намаза. С наступлением полной темноты эти две близкие ко дню части ночи оказываются завершенными.
С просветлением места утренней звезды на горизонте обнаруживается приближение дня. Это еще одно, уже третье, время, близкое ночи ко дню. Таким образом мы и получаем в итоге два дневных намаза и три ночных (наступаюших после захода Солнца), а в итоге пять намазов в день.
Подобных неверных трактований в Коране, к сожалению, немало.
По теме см. также на линке (на турецк.):
http://www.suleymaniyevakfi.org/arastirmalar/namaz-vakitleri.html.
Теги: число намазов в Коране, каково число обязательных намазов в Коране, 11/114, 14/4, 17/78, 50/39, большие ошибки традиционного понимания.
Опубликовано 26.09.2011
Свежие комментарии